Один из этих странных обычаев, сохранившихся на части территории Испании, Португалии, Франции — коррида. Благодаря испанцам, коррида существует и в Латинской Америке (и самая большая арена — в Мехико).
Исторические описания разных народов дают весьма разнообразную картину или поклонения быкам, или борьбы с ними. С началом установления христианства звучала и критика всех этих обычаев. Некоторые папы устанавливали запрет на бои.
Почему именно Испания сохранила отголоски древних культов — возможно, более-менее понятно из исторического обзора. Во-первых, у исконных жителей полуострова — иберов — был свой культ быка, которому поклонялись, но, возможно, ритуально убивали. Во-вторых, римские воины, в том числе «дачники-пенсионеры» принесли сюда культ бога Митры.
В средневековой Испании бой быков еще был развлечением «благородных слоев населения». Его любил король Альфонсо Мудрый. Из хроник известно, что многие королевские свадьбы XI−XII веков сопровождались подобными развлечениями. Не исключено, что многие крупные религиозные праздники — тоже.
Коррида, как знакомое всем общенародное шоу-праздник, стала таковой в Испании только в XVIII веке. Это свое огромное зрелище, насыщенное собственными ритуалами, каждое движение закреплено в писаных и неписанных кодексах, со своим шествием и этикетами — раньше даже с чтением стихов. Быки особой породы выращиваются специально, бык, оставленный в живых, будет использован для размножения, но никогда больше его не выпустят на арену.
Это было уже развлечением не знати, а низших слоев, крестьян и работяг-безлошадников. Не рыцарь на коне сражается с мощным и грозным врагом, а парень — такой-же-как-ты-и-я, только более храбрый и проворный. А проворство ой как требуется, главным образом, чтобы убежать, само слово «коррида» — от слова «бег».
Коррида не могла не быть воспета в произведениях искусства: ее сюжеты можно увидеть на картинах Гойи и Пикассо, услышать в стихах Лорки. Тему корриды любил Хемингуэй («Смерть после полудня»). Но в ХХ веке уже громче стали голоса тех, кто видел в корриде момент варварства.
Знаменитый испанский писатель и философ Мигель де Унамуно писал, что ему всегда скучно и противно на корриде. Многие деятели испанской культуры придерживались той же позиции, предлагая если уж не запретить корриду, то хотя бы убрать из нее элемент празднования. Главный элемент, если уж серьезно.
Многие выступающие против отсылают к экономической составляющей корриды: она находится на госфинансировании, каждый год выделяются огромные средства (более полумиллиарда евро). Причем, как я понимаю, часть средств идет из ЕС, именно поэтому в прошлом году ЕС принял специальный законопроект, отменяющий свой вклад на эти нужды. Сейчас «корридные деньги» — в основном, туристические.
Опросы последних десятилетий в самой Испании показывают, что более трети испанцев в корриде все же заинтересованы. Это явное снижение по сравнению с ХХ веком, тем не менее значительная часть населения не хочет отказываться от своей традиции.
Но тут нельзя не учитывать, что Испания — разная. Есть Канарские острова, где коррида, собственно, никогда особо не практиковалась (там, правда, в ходу петушиные бои). Есть Каталония, которая первой объявила свою территорию свободной от корриды (но даже там при тайном голосовании сыграли свою роль только 6 голосов). Зато в соседних с Каталонией регионах Франции коррида разрешена. И необходимо понимать, что Испания — королевство, а королевский двор, как я понимаю, отнюдь не собирается отказываться от национального зрелища.
Так что тавромахия и антитавромахия в Испании существуют одновременно, что лишний раз подтверждает то, что сама Испания — живая, что в ней встречаются самые разные люди и общественные движения, что все меняется или способно измениться в любой момент. Чтобы опять вызвать искренние споры, действия и противодействия.
А первый город, который отказался от корриды — маленький городок на средиземноморском побережье Каталонии. Почему именно крохотный Тосса де Мар оказался первым местом, взявшим на себя ответственность отказаться от национальной традиции — мне до конца не понятно. Но поскольку в этом городке есть крепость и — что куда более неожиданно — картина Марка Шагала в городском музейчике, то давайте на денек остановимся и попробуем разобраться.