В общем, космическая индустрия стала почти обыденностью. Только и слышишь, в какую сумму обойдется тот или иной космический проект. Слышим и о «космических технологиях». Иногда на них даже ссылаются продавцы всяких «космоприборов», по заявлениям — разработанных «специально для космонавтов». Еще есть «диета американских астронавтов» — правда, не имеющая к астронавтам особого отношения.
А ведь реальные космические технологии давно присутствуют в нашей жизни. И не в каких-то экзотических сферах. Нет, эти технологии нас буквально окружают…
Например, на кухне. У всех есть сковорода с антипригарным покрытием? Вот оно-то, покрытие, и есть космическое. И хотя открыли тефлон (он же фторопласт) еще в 1938 году, его широкое использование началось после того, как фторопласт использовали для изоляции антенн космических аппаратов.
А ведь покрытие посуды — наверное, самая незначительная и побочная из многочисленных областей применения тефлона/фторопласта. Хотя на виду и под рукой — именно сковородки…
Другое изобретение востребовано любителями спорта. Современная спортивная обувь содержит особые полиуретановые вкладки, пружинящие и распределяющие энергию, делая ходьбу и бег более комфортными. А ведь эту технологию разработали специально для американской «лунной» программы, чтобы облегчить передвижение по поверхности Луны.
Из полиуретана изготавливали не только «лунные ботинки», но и «космические кресла». Кстати, поначалу они делались для каждого космонавта индивидуально. Принимая форму тела, полиуретан распределяет вес тела и давление по всей поверхности, снимая часть нагрузок. А благодаря упругости, после снятия нагрузки он возвращается к первоначальной форме.
Из «лунной программы» к нам пришли беспроводные электроинструменты: различные шуруповерты, дрели, лобзики… Нет, делать ремонт астронавты не планировали. Электроинструмент предназначался для взятия проб грунта, в частности — бурения.
Вроде бы для Луны же разработали и первый микропроцессор. Огромный скачок сделали и технологии связи, в частности — телевидения, передачи изображения.
Для космических станций пришлось создавать и новые (более эффективные, чем существовавшие в то время) фильтры, способные очищать воду в экстремальных условиях.
Для станции Skylab (1970-е годы) разрабатывались первые детекторы дыма с регулируемой чувствительностью, предохраняющей от ложных срабатываний. Сейчас «потомки» этих устройств используются повсеместно.
Если фильтрами и детекторами все же пользуются не все (ну или не все знают о том, что пользуются), то следующие изобретенияесть, наверное, у каждого. Больше того: мы ими ежедневно пользуемся.
Речь о застежках типа «липучка». Нет, изобрели их раньше, в 1940-х годах. Но, как и в истории с фторопластом, космос стал для них «стартовой площадкой» в большую жизнь… то есть к широкому использованию. При этом «липучки» (которые правильнее называть «текстильными застежками») служат не только и не столько собственно застежками, сколько для прикрепления различных предметов в условиях невесомости.
Для нужд космонавтов разработали устойчивое к ударам и царапинам покрытие для пластика. В наше время это линзы очков, экраны мобильных телефонов, стекло для часов…
Огромную роль сыграла космическая отрасль в развитии солнечной энергетики. Это для Земли она — альтернативная, а в космосе — основная. Естественно, со времени первого использования в 1958 году солнечные батареи совершенствовались, становясь мощнее, легче, дешевле, долговечней. Настолько, что теперь мы заряжаем от них мобильные телефоны.
Для космических скафандров разрабатывалась огнестойкая ткань, позже «заимствованная» пожарными. И термоодеяла — оттуда же, из космоса.
И конечно, космические технологии пришли в медицину.
Так, в Сети можно прочесть об использовании космических разработок при создании «искусственного сердца». Возможно, и так. Лично я этой информации не нашел. Но технологии, заимствованные из топливных насосов «Шаттла», точно используются в т.н. «желудочковых вспомогательных устройствах» — альтернативных аппаратах, предназначенных для временной разгрузки сердечной мышцы. По сути, это искусственный желудочек. Предполагается, что он используется, пока пациент ожидает очереди на пересадку сердца. Аппарат позволяет передвигаться и вести относительно нормальный образ жизни. К тому же есть вероятность, что «отдохнувшее» сердце восстановит свои функции без операции.
Из «космоса» заимствовали «нагрузочные» костюмы, используемые для тренировки мышц в невесомости. По сути, это внешний каркас с системой эластичных тяг, своего рода эспандеров, создающий постоянную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. На орбите он помогает очень здоровым людям не стать больными; на Земле используется в реабилитации пациентов с ДЦП, после инсультов и при иных подобных недугах.
Не забыты и более локальные проблемы.
Например, аппарат для уничтожения бактерий, вызывающих угревую сыпь, или прозрачные зубные брекеты… Нет, все эти вещи разрабатывались не для использования в космосе, а при участии специалистов НАСА.
Причем по запросам в поисковиках мы обязательно прочтем о брекетах, а вот информацию о «космических костюмах» придется еще поискать. Что ж, может, это и важнее?
И пару слов о том, что не изобретали для космоса.
Многие считают, что еду в тюбиках придумали для космонавтов. Это не совсем так. Она существовала и раньше — правда, в весьма ограниченном ассортименте. А «космическое использование», как обычно, стало для этой упаковки отличной рекламой.
И как ни странно, не «космические» инженеры придумали впитывающий подгузник. И даже не для космонавтов, а именно для детей. У которых космонавты и заимствовали эту идею.
Ну, а при желании вы найдете еще немало «космических» разработок, нашедших применение в современности. Например, спутниковая связь. И совсем уж немеряно современных технологий, созданных «с участием специалистов НАСА».