Вместо Ленина – Ильин?

Реклама

Для начала предлагаю вниманию читателя только три цитаты из многих: «Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе».

Вторая: «Удаляется все, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев».

Реклама

И третья: «Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым».

С первой фразой последней цитаты русского философа Ильина Ивана Александровича трудно не согласиться. Но сейчас речь не идет о воззрениях этого ученого, хотя из этих цитат видно, что он был человеком крайне консервативных воззрений, если не сказать фашистских, и ненавидел коммунистов всеми фибрами своей души. Думаю, что коммунисты платили ему тем же. Во всяком случае, Брежневу, например, никогда бы не пришло в голову перезахоронить останки философа в России и поставить на его могиле памятник за свой счет. А Путин это сделал в 2005 году, через пятьдесят лет после смерти Ильина в Швейцарии. Неужели он разделяет ненависть покойного философа к коммунистам? Причины, конечно, совсем в другом.

Реклама

Путин, бросивший на чашу весов свою репутацию против всего мира, выступает сейчас в собственных глазах не как наглый завоеватель новых земель, который воспользовался моментом и захватил то, что плохо лежало, но как последователь своего духовного ментора, каким для него является Ильин. Он постоянно ссылается на его труды, посвященные России, ее трудной и уникальной судьбе, и ее предназначению в мире. Поэтому, когда президент говорит, что «это преступление, когда кто-то даже только начинает говорить о разделении России и Украины», он не воспроизводит сам себя, он цитирует Ильина.

Когда читатель читал работы Ильина, посвященные России, то он погружался в мир мелодрамы, мистики и мессианства. «Мы верим и убеждены, что придет час, когда Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового развития и величия». Ильин писал это по отношению к России даже довоенной, будучи убежден, что время коммунистов в стране не бесконечно. Они уйдут рано или поздно. Но почему Путин не может перенести эти слова на современность? Почему не представить время правления Ельцина как время распада страны, а сегодняшний день как время ее возрождения? И кто, если не он приведет Россию к состоянию, когда с ней считались в мире, а враги страшились ее могущества.

Реклама

Через работы Ильина красной нитью проходят три основных идеи. Первая — исключительность России, ее уникальность. «Россия имела только два пути: или стереться и не быть; или замирить свои необозримые окраины оружием и государственною властью… Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление. Нам дано было огромное обилие пространств и племен, несвязанных, тянущих врозь, посягающих и распадающихся; и трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих условиях, из этого обилия, в три-четыре века единое великое государство и единую духовную культуру. Наш путь — вел из непрестанной нужды, через непрерывные, великие опасности, к духовному и государственному величию; и не было отсрочек; и не могло быть ни отпуска, ни отдыха.

Реклама

Если многие говорят сегодня, что СССР был «империей зла», то для Путина распад ее распад был крупнейшей катастрофой ХХ столетия.

Вторая идея — православная церковь. «Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и нe построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию „целованием Креста“ и черпать нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар православия.
Вот чем объясняются те лютые, исторически неслыханные гонения на православие, которые оно претерпевает ныне от коммунистов. Большевики поняли, что корни русского христианства, русского национальною духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания — заложены именно в православной вере, поэтому они пытаются искоренить ее».

Реклама

Было бы смешно, не будь так грустно, когда читаешь об открытии теологического факультатива в МИФИ. Перечисление того, что Путин делает для усиления влияния церкви на россиян, не входит в задачу статьи. Один только закон «об оскорблении чувств верующих» чего стоит.

И третья идея — вера в автократию. Ильин не переносил на дух западную демократию в том виде, в каком она сложилась после Второй мировой войны, и искренне верил в злонамеренность «мировой закулисы», которая спит и видит расчленение России. Он считал, что экспорт материалистической западной идеологии в Россию «разлагает органическую духовную чистоту русских людей». Читаешь такое и удивляешься. Он же в России жил до 1922 года. Неужели философ не замечал «свинцовых мерзостей (М. Горький) русской жизни»? Неужели он не читал повесть Бунина «Деревня», где показан беспросветный ужас существования людей, которых, порой, трудно назвать людьми? Неужели он не видел, что русские люди принимают участие в осквернении храмов и их разрушении?

Реклама

Но как его писания о мировой закулисе совпадают с воплями сегодняшних депутатов и журналистов о том, что Запад мечтает уничтожить страну, а вся оппозиция являются агентурой Госдепа и кормятся его подачками. А как же иначе! Ведь по Ильину у России свой путь, ей не нельзя оглядываться на деградирующие западные демократии. Ведь русская «оппозиция, которая вечно твердит «все через народ"-- обнаруживает свое верхоглядство и свою политическую неспособность. Пройдут годы национального успокоения, уразумения, возврата к частной собственности, к началам чести и честности, к личной ответственности и лояльности, к чувству собственного достоинства, к неподкупности и самостоятельной мысли, — прежде, чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и не погибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная — воспитывающая и возрождающая — диктатура.

Реклама

Почитаешь Ильина и видишь невооруженным глазом, что Россия живет по заветам этого философа. Он путеводная звезда для правящей элиты. Под него можно оправдать все, что делается сегодня в стране. Путин убежден, что на данном этапе России нужна диктатура, и он является ее спасителем. Он следует своему учителю, который говорит о ее мессианском пути, о том, что ей судьбой предопределено объединить малые народы в одно государство на этом огромном пространстве. Он понимает это буквально — воссоединить «русские» земли, привести населяющие их народы к одному государству. Поэтому Чечня, пусть она выиграла войну, при нем никогда не станет самостоятельным государством, и для ее сохранения можно допустить ковровые бомбардировки Грозного. А для присоединения Крыма можно ввести туда войска под предлогом спасения русских от опасности, исходящей от «бандеровских фашистов». Предлоги — это для Запада, а для русских — восстановление справедливости. Он выиграл, потому что за него страна! Пока.

То, что России уготована участь Ирана, россиян не волнует. Иран выживает, выживет и Россия. Но Крым будет принадлежать ей.

Реклама