Малые города России. Что мы знаем о Рамони?

Реклама
Грандмастер

Районный центр Рамонь — это север Воронежской области. Сюда даже зима приходит на пару дней раньше, чем в южные районы упомянутого административно-территориального образования. Но не только этим примечательна Рамонь.

Дом в Рамони

Здешние живописные места ещё 20000 лет назад полюбили скифские племена. Позже их сменили сарматы. Лишь в IХ веке сюда добрались славяне. Видимо, они не меньше кочевников любили природу, поэтому и основали здесь несколько небольших поселений. Затем описываемые места долго пустовали, главным образом, из-за регулярных татарских набегов. Говоря современным языком, из-за общей нестабильности в мире.

Реклама

Принято считать, что Рамонь основана в 1571 году в виде небольшого казачьего укрепления на пути следования татар. В эти годы стремительно крепнущее российское государство расширяло свои границы и юг был очень важным направлением. Примерно в это время были основаны сразу несколько селений как в Воронежской, так и в Липецкой и Тамбовской областях.

Интересно и то, что в 1613 году между Воронежем и Рамонью состоялся разгром части войск печально известного Лжедмитрия. Из известных личностей среди отрядов самозванца упоминаются Марина Мнишек и её ухажёр — казачий атаман Иван Заруцкий.

В середине ХVII столетия эти места подверглись сильному татарскому набегу. Однако, встретив на пути хорошо укреплённое рамонское поселение, татары прошли немного дальше и разорили Карачунский монастырь, находившийся немного севернее Рамони. Село Карачун сохранилось до наших пор, но, к сожалению, уже без монастыря.

Реклама

Казачье укрепление понемногу росло, и местные жители стали заниматься не только охраной границ. Известно, что давным-давно в Рамони научились делать хорошие лодки и даже небольшие суда для перевозки грузов. Иначе, наверное, и быть не могло. Во-первых, река Воронеж в этих местах довольно широка и глубока; а во-вторых, даже сейчас в округе много прекрасного корабельного леса. И не последнюю роль в его сохранении сыграло создание Воронежского биосферного заповедника.

Вообще, некоторые историки вполне справедливо полагают, что колыбелью российского флота можно было объявить не Воронеж, а Рамонь. Дело в том, что в Рамони (но не только!) делали суда для донских отпусков. То есть для регулярной отправки вниз по течению жалованья донским казакам, а также боеприпасов. И суда под Рамонью, пусть и небольшие, спускали на воду почти за 40 лет до 1696 года, то есть до той даты, которая считается датой основания регулярного военно-морского флота России.

Реклама

На местных верфях обычно сооружали дощаники — суда длиной 30−35 метров, самые большие из которых были в состоянии принимать на борт до 200 человек. Естественно, после появления у русского государства настоящих крупных судов надобность в дощаниках отпала сама собой.

В 1699 году из Рамони отправился в поход довольно большой трёхмачтовый корабль «Меркурий». Его команда насчитывала 80 человек. Этот корабль затем принял участие в Керченском походе Азовской флотилии.

Установлено, что в 1711 году в Рамони появился знаменитый Витус Беринг. Он принял командование кораблём «Теймолар», на котором спустился по Дону до самого Азовского моря. Очевидцы отмечали, что плавание в этот год было осложнено небольшим разливом как Воронежа, так и Дона. Из-за чего препятствий было больше, чем обычно.

Реклама

Присоединение южных земель к России и перенос верфей южнее сильно ослабили экономику края и затормозили развитие ряда населённых пунктов, в том числе и Рамони. И длилось это вплоть до второй половины ХIХ столетия.

Реклама