Какая она, Индия «далекая»? Экзотическая духовность

Реклама
Профессионал

Несмотря на значительную долю фатализма, не оставляющего человеку надежды на изменение своего земного существования к лучшему, по крайней мере, в данной жизни, индуизм остается жизнеутверждающей религией. Особенно остро это ощущается в Кхаджурахо.

В середине позапрошлого века английский инженер случайно обнаружил заросшие джунглями древние святилища. С тех пор комплекс, включающий 20 сохранившихся храмов (изначально их было около восьмидесяти), издали похожих на замысловатые гигантские «пасочки» из песка, вылепленные искусными великанами, поражает воображение своими совершенными, но непривычными для глаза европейца формами. Когда-то во время разливов реки вода затапливала это место, и в храмы можно было попасть на лодках.

Реклама

Еще большее потрясение ждет, когда подходишь к древним стенам, покрытым сплошным уникальным скульптурным декором. Трудно представить, какой шок должны были испытать чопорные англичане с викторианским воспитанием, впервые увидевшие застывшие в камне эротические сцены, будто сошедшие со страниц Кама-сутры (созданного более 2000 лет назад трактата, посвященного богу любви Каме) — тысячи обнаженных фигур, сплетающихся в любовных объятиях: боги, люди, животные!..

Невольно задаешься вопросом: что означает это буйство плоти, особенно в свете индийских моральных норм и традиций, запрещающих, к примеру, на киноэкране даже поцелуй, не говоря уже об обнаженном теле?! И, главное, как все это сообразуется с предназначением духовной обители?!

Реклама

Все не так просто! Согласно индуистскому учению, человек имеет четыре жизненных цели — пурушартхи, последовательно сменяющие друг друга. Первая — кама — физическое и эмоциональное удовлетворение, в том числе, сексуальное, к которому индусы относятся без ложного стеснения, как к закономерной и важной составляющей человеческой жизни. Вторая — артха (материальное процветание) — достижение славы, накопление богатства и обретение высокого социального положения, которая рассматривается как достойная цель при условии, что человек следует ведическим моральным принципам. Над артхой стоит дхарма (добродетель) — моральный долг, благочестие. Наивысшей целью является мокша (спасение) — освобождение от всех страданий, когда душа, достигшая духовного совершенства, а значит, неподвластная более оковам кармы, завершает круговорот рождений и смертей. Именного этого состояния ищут садху, отрекшиеся от привычной жизни, аскеты и йоги, укрощающие свою плоть.

Реклама

Нетрудно заметить в этой иерархии целей параллель с сословной иерархией индийского общества.

Если же присмотреться к декору храмов в Кхаджурахо, видно, что они имеют несколько ярусов, и только низшие представляют собой скульптурную галерею — настоящий гимн плотскому материальному миру, служащему подножием миру духовному. Ступообразные башни, устремленные в небо, воплощают восхождение души в мир небесный.

Таким образом, храмы Кхаджурахо строились древними зодчими вовсе не для того, чтобы спустя тысячелетие шокировать стыдливых иностранцев, а в качестве наглядной модели своей глубокой и жизнеутверждающей философии.

Обнаженные фигуры в Индии — не только часть храмового декора, прямо на улице вам могут повстречаться странные нагие люди, подметающие перед собой дорогу метелкой из фазаньих перьев, чтобы случайно не раздавить муравья или таракана (а вдруг это — инкарнация какого-нибудь родственника?!). Это — дигамбары (санскр. — одетые в воздух), монахи-аскеты одной из главных религий Индии — джайнизма. Строжайшая аскеза предписывает им не иметь ни дома, ни имущества, постоянно поститься, питаясь только тем, что поднесут люди, не разжигать огня (опять же, чтобы не сгорело в его пламени какое-нибудь неосторожное насекомое), даже волосы на голове и теле следует не брить, а вырывать с корнем. Им запрещено находиться в одном месте более трех дней, поэтому они бродят по дорогам

Реклама
Индии к великой радости индусов, усматривающих во встрече с путешествующим святым знак большой удачи, и иностранных туристов, получивших возможность сделать уникальный ню-снимок.

Одно из ключевых понятий индийской философии — колесо сансары. Индусы верят в реинкарнацию — многократное перевоплощение души в новых телах, пока она в своем развитии не достигнет высшей степени духовности — т. е. мокши. Последней ступенью ее земной эволюции является рождение брахманом. Но проштрафившиеся души могут опуститься по эволюционной лестнице, родившись в следующей жизни животным и даже растением. Именно поэтому отношение индусов к животным разительным образом отличается от нашего.

Реклама

В СМИ время от времени появляются шокирующие западного читателя сообщения о том, как очередной индиец заключил брак с животным. Один, видите ли, уверен, что собака — это реинкарнация его жены. И, что особенно интересно, приводит достаточно веские аргументы, чтобы суд на их основании дал разрешение на брак. В другом случае, девчушку выдают замуж за жабу, чтобы спасти район от засухи — эдакая Дюймовочка по-индийски.

Не знаю, как там со счастливой семейной жизнью, но то, что в Индии даже самый большой скептик вполне может поверить в реинкарнацию, я убедилась на собственном опыте. В Оленьем парке в Варанаси на месте первой проповеди Будды со мной произошла странная история. Обходя парк, наша группа на одной из дорожек наткнулась на разлегшуюся поперек нее собаку — обычную тощую дворнягу. Я замыкала шествие и, как и остальные, вынуждена была сойти с дорожки, чтобы обойти беспардонное животное. Пройдя несколько шагов, я почувствовала устремленный мне в спину взгляд. Ощущение было настолько сильным, что я не удержалась и обернулась. Позади никого не было, кроме собаки. Это она смотрела на меня! Я остановилась. Взгляды наши встретились.

Реклама

Можете считать меня экзальтированной особой (хотя это совершенно не так), но я была потрясена: собака смотрела на меня совершенно осмысленным проникновенным взглядом, в котором была тихая мудрая печаль. Так смотрит смертельно больной человек, уже не ждущий помощи, знающий о своем уходе и смирившийся с неизбежностью. Я стояла в оцепенении. Группа моя скрылась из виду. Но я не могла отвести взгляд. Собака со мной прощалась. Не знаю, почему она выбрала меня, но мы обе знали о том, что это — прощание…

Потом она медленно опустила веки, а я отправилась догонять своих…

Все это противоречит здравому смыслу: мало ли бездомных собак умирают на каждом шагу! Вот только потрясение оказалось слишком сильным — это не было взглядом животного! И сейчас, вспоминая ту встречу, у меня сжимается горло… Но чему тут удивляться, если сам Будда читал свою первую проповедь пяти отшельникам и… двум оленям!

Реклама

Пожалуй, нет другого такого места на Земле, куда бы столько людей устремлялись за духовным просветлением в лоно чужой религии.

В самолете с нами летит группа бритоголовых мужчин в белых одеждах и женщин в сари с откровенно славянской внешностью — соотечественники-кришнаиты спешат в свою «кришнаитскую Мекку» — Вриндаван. В Ришикеше — мировом центре йоги — хипповатого вида белолицые юноши и девушки, отрекшись от взрастившей их западной цивилизации, часами осваивают асаны, распевают мантры и медитируют на берегу Ганги. Сотни тысяч паломников со всего света атакуют ашрам Сатья Саи Баба в надежде узреть чудо материализации из рук живого бога…

Они нашли свое место в далекой стране, ставшей для них более близкой, чем родные пенаты. Мы же продолжаем открывать для себя Индию, щедро одаривающую каждого путешественника неповторимыми впечатлениями…

Реклама

Давно обратились в прах ровесницы индийской цивилизации — древнеегипетская, критская, вавилонская; родились, расцвели, успели состариться и кануть в лету народы и государства, а древняя индийская культура живет, неподвластная времени, шокирующая и чарующая, далекая и близкая, но неизменно привлекательная и никого не оставляющая равнодушным.

Наверное, кто-то увидит Индию другими глазами, кому-то она откроется другими своими гранями, и он найдет другие слова, чтобы поделиться тем, что его переполняет.

Индия неисчерпаема. А значит, я обязательно вернусь сюда…

Реклама