Дуня… Это имя в моей жизни возникло внезапно, ниоткуда, как будто из воздуха, или из глубины родовой, исторической памяти. Хотя даже моя прабабушка, дай бог ей здоровья, не помнит женщин в нашем роду с таким именем.
Беременность — немного мистическое время для женщины. Именно тогда и возникло это странное для нашей семьи имя. Перекатывая на языке и в уме «Дуня, Дуняша, Дуся, Дуська…», я просто не представляла больше никакого другого имени для своего ребенка.
Конечно, это оказалась девочка. Выдержав немалые войны с родными и близкими, а также их знакомыми, я все-таки назвала так новорожденную дочь.
Душа, Доня, Доки, Евдоксия или, как в некоторых иностранных языках — Еудокия.
Евдокия — в переводе с древнегреческого — благоволение, благость, благо. Кто же не хочет такого для своей семьи? Вот и живет у нас уже подросшее Благо.
В Россию имя пришло из Византии вместе с христианством. В народе прижилось больше как Авдотья или Овдотья. Кстати, распространенное мнение, что это сугубо крестьянское имя — литературный штамп. Просто бурное развитие литературы в России в конце XVIII-го и в XIX веках, которая дошла до нас, совпало с распространением этого имени в селах. В городах у мещан и в высшем свете к этому времени стали преобладать другие имена. Именно срез того времени и отображен в литературе, которая так известна нам. А изначально имя Евдокия преобладало среди
Любовь народа к имени Евдокия была не случайна, одних именин у Евдокий 12 в году — так называли в честь преподобной мученицы Евдокии, великой княжны Московской, чрезвычайно почитаемой русским народом.
Сейчас редко вспоминается, что Евдокия была женой известного московского князя Дмитрия Донского. Много испытаний выпало на долю супругов. И пожар, который практически уничтожил Москву, и впоследствии наступившие эпидемии, война с литовцами и нашествие татар. Но Евдокия, прожив, по словам современников, счастливую семейную и духовную жизнь, не только не утратила своей стойкости и добродетели, которые были ей присущи с детства. Согласно сохранившимся летописям, известно, что она помогала и укрепляла дух не только мужа и семьи, но и простых людей — делом, словом.
После смерти мужа (который, несмотря на то, что старшему сыну было 17 лет, возраст немалый для того времени — завещал правление жене) Евдокия управляла разумно и добродетельно Москвой. А после, передав правление сыну и отказавшись от всех благ и богатства, посвятила себя служению Богу. Обладала она даром чудотворения. Ходили легенды чудесного исцеления. Стала святой еще при жизни. Русский народ почитал преподобную Евдокию как заступницу земли Русской.
14 марта — еще один повод вспомнить Евдокию. По старому стилю первый весенний день — 1 марта, а по новому — 14 марта — на Руси праздновался Новый год — Овсень Малый. Праздновался широко — наступало новое время, начинали полевые работы. После принятия христианства языческий праздник стал днем святой Евдокии — в умах народа она стала символом Весны, жизни, обновления.
Вот такое «простое» и «непростое» имя Дуня, Евдокия.