Окликнем весну 14 марта? Самое время…

Реклама

Православные христиане отмечают 14 марта День памяти святой преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. Эта редкостной красоты женщина, жившая по втором веке в Финикии, вела грешный образ жизни, предлагая желающим свое тело за деньги. На путь христианской веры ее наставил монах Герман. Приняв крещение, она раздала имущество бедным людям и ушла в монастырь, и там через некоторое время стала игуменьей, а также получила дар чудотворения.

Так, например, однажды правитель Илиополя по доносу прежних поклонников Евдокии послал своего сына арестовать ее, но тот неожиданно смертельно заболел и лишь молитвами святой был возвращен к жизни, заслужившей тем признательность всей его семьи. Впрочем, преемники этого правителя вновь подвергли Евдокию преследованиям и, в конце концов, она была обезглавлена в 170 году н.э. без суда и следствия.

Реклама

Русский народ с днем 14 марта связывал приметы, в результате которых в народном календаре Евдокия (Евдокея, Авдотья) получила множество прозвищ. Например, Весновки или Весенницы, поскольку в этот день проходила первая встреча весны — окличка. Считалось, что Евдокия хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет — так и задержит либо морозы напустит. Евдокия Весновка у наших предков была большим и веселым праздником. С этого дня начинали петь хороводные песни-веснянки и не прекращали их до самой Троицы.

Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Евдокию прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». Кроме того, в это время полагается просыпаться сурку и начинать свистеть — тоже признак весны.

Реклама

А еще Авдотью-Евдокию-Евдокею именовали Плющихой, Плюшнихой — из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плюшниха провела плюшки».Таяние обеспечило ей и другие прозвища: Евдокия — подмочи порог, Авдотья — замочи подол.

А еще подмечали погоду:
Евдокия красна, и весна красна;
Евдокия весну снаряжает;
Если грачи прилетели до Евдокии — лето будет мокрое, а снег сойдет рано;
Какова Евдокия, таково и лето;
Смотри лето по Евдокии;
На Евдокию погоже, все лето пригоже;
На Евдокию снег — к урожаю, теплый ветер — к мокрому лету, сиверко — к холодному;
На Евдокию ясно — год прекрасный; коли пасмурно да хмуро — год плохой; Коли курочка на Евдокию напьется — то и

Реклама
овечка на Егорья (6 мая) наестся.

Кроме того, ясный, солнечный день 14 марта предвещал урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав. На Евдокию оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние, которые оговаривались примерно так: «С Евдокии до Егорья; с Евдокии по Петров день» и т. п. Приход Евдокии означал, что пора сеять семена капусты на рассаду (тогда она не пострадает от мороза) и готовиться к пахоте: «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить».

По стародавним обычаям на Евдокию-Плющиху полагалось умывать детей снежницей, т. е. талой водой, чтоб росли крепкими, оттирать худобушку с болящих, кропить ею стены, чтобы те «дышали». А женщины, которые не могли забеременеть, должны были показать себя Яриле именно 14 марта, ровно в полдень отправившись на Красную горку и прихватив с собой крапивную настойку, три березовые лучины, угли, завернутые в бересту и венок из трав и цветов, плетенный на исходе прошлого лета.

Реклама

Венок возлагался на «голову» этой горы, в центр ставились лучины, меж ними проносилась чарка с настойкой, а угольки высыпались между лучиной и сухими стеблями венка. По завершении заветного сооружения женщина валилась на землю и с криком сдирала с себя одежду, катаясь по снегу. Считалось, что от этого тело «загорается» и «зажигает» все принесенные компоненты: лучины, угли, венок и настойку. После этой процедуры надо было сначала выпить настойку, потом одеться и идти к мужу, который не может не захмелеть от ее напоенного вешним духом тела…

Ну, как, будем весну окликать? Тогда повторяем громко и уверенно: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!». И так три раза подряд.

Реклама