Политические риски: какие они в сегодняшней России? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Считается, что российский рынок один из самых доходных в мире. В то же время Россия является самой коррумпированной страной среди членов «Большой двадцатки» (G20). Россия входит в перечень стран с крайней степенью политического риска. По оценке экспертов британской консалтинговой компании «Maplecroft», Российская Федерация занимает десятое место по размеру ключевых политических рисков вслед за Сомали, Конго, Суданом, Мьянмой, Афганистаном, Ираком, Зимбабве, Северной Кореей и Пакистаном.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских предпринимателей в середине прошлого века после захвата власти на Кубе Фиделем Кастро и его сторонниками. Ясное дело, что после социалистической революции капиталистам на Острове свободы пришлось несладко.

Реклама
Под политическими рисками американцы стали подразумевать возможность имущественных и финан­совых потерь, вызванных политикой, проводимой тем или иным государством.

В настоящее время политические риски в значительной мере определяют выбор региона для ведения бизнеса и размещения инвестиций. Впрочем, следует помнить, что риск — это не определённое событие, а некая вероятность. В предпринимательской деятельности от политических рисков никогда нельзя избавиться, а можно лишь правильно их оценить.

Итак, попробуем это сделать.

К январю 2011 года объём наличных денег в российской денежной системе резко увеличился и достиг 6 триллионов рублей. При этом доходы государства в 2010 году были около 8,3 триллиона рублей. Идёт накачка экономики деньгами. Естественно, что при таких условиях растут цены практически на все товары и существенно увеличивается уровень инфляции.

Реклама

Нефть по цене 100 долларов за баррель и выше может покрыть текущие расходы государства и спасти режим. Однако никакой рост нефтяных долларовых цен не спасёт экономику России в среднесрочной перспективе. При нынешней экономической политике с ростом мировых цен на нефть растут цены на товары и услуги внутри страны. В этом убеждается каждый, кто ходит в магазины и платит за квартиру. Доходы людей (в первую очередь зарплата) практически не растут. Ну как же, на дворе кризис, какой рост зарплаты?! — убеждают своих сотрудников работодатели.

Значительная часть населения подошла к черте, за которой начинаются неплатежи. Продукты питания необходимы ежедневно, и плата за них неизбежна; за всё остальное платить не будут. Сообразно уменьшатся налоговые поступления в казну. Дальше сработает принцип домино, когда неплатежи и дефицит бюджета парализуют всю экономику.

Реклама

По данным международной неправительственной организации «Transparency International» в 2000-м году Россия находились на 82-м месте в мировом рейтинге по степени успешности борьбы с коррупцией, а в 2009 году наша страна опустилась на 146-е место.

Крокодилы летают? Да, летают, но очень низко. Примерно так борются у нас с коррупцией. За год после начала кризиса в 2008-м число миллиардеров в отечестве существенно увеличилось. Теперь по количеству долларовых миллиардеров Россия на третьем месте в мире, после США и Германии. При этом Россия находится среди 15 стран, наиболее пострадавших от кризиса. Как это согласуется? Можно ли это объяснить чем-то иным, как не коррупцией?

Реклама

Именно по причине запредельной коррупции отток капиталов из России растёт по экспоненте. То, что в нынешней России процветает экономика РОЗ (распил, откат, занос) известно любому предпринимателю. Занос — это до… откат — после.

Делать инвестиции в российскую экономику можно, и даже приезжать сюда для ведения бизнеса не возбраняется. Но оправданы лишь «короткие» инвестиционные проекты с быстрым выводом из России полученной прибыли и вложенного капитала. Долгосрочные инвестиционные проекты имеют запредельную степень риска.

Особенно непредсказуемыми следует считать совместные долгосрочные бизнес-проекты с компаниями, которые завладели активами «Юкоса». В первую очередь, это относится к «Роснефти». Недавно созданный альянс «British Petroleum» с «Роснефтью» и их совместные проекты на арктическом шельфе в Карском море стоит оценить как весьма рискованные. Данный альянс свидетельствует о крайне тяжёлом положении британской компании после катастрофы на её нефтяной платформе в Мексиканском заливе; ведь в руководстве «BP» не могут не знать, каким образом «Роснефть» получила связанные с «Юкосом» активы.

Продолжение следует…

Реклама