История этих пещер-храмов простирается к I веку до нашей эры. Часть этой истории, изложенной на одном из мертвых языков, высечена прямо в огромном камне у входа в храмовый комплекс. Здесь нашел приют древний король Валаганбаху (Валагамба в другой транскрипции). Он и начал строительство храмового комплекса Произошло это более 2000 лет. Первые статуи «поставил» вышеназванный король, и спустя два тысячелетия туда продолжают поступать дары в виде новых статуй.
Достаточно сказать, что храм Золотого Будды, расположенный у подножья горы и украшающий вход в древнее святилище, построен недавно, в том числе и за счет пожертвований японцев. Поэтому во всех пещерных храмах здесь можно встретить буддийских монахов в белых одеждах — это как раз японцы. Надпись гласит, что 30-метровый Золотой Будда у подножия скалы — самый большой в мире, это явное преувеличение, он даже не самый большой в Шри-Ланке.
В самом пещерном храме наверху горы — 5 пещер, в них — около 150 изваяний Будды. К ним нужно довольно долго подниматься по высеченным в скале ступенькам. Большинство изваяний Будды в пещерах высечено прямо в скальной породе, но есть и кирпичные, и деревянные скульптуры. А также фрески — это и сплошная галерея религиозной живописи.
Первая пещера Девараджалена (Divaradja Viharaya) содержит самые древние скульптуры Будды. Изображения Будды делятся на три категории: это Будда стоящий, Будда сидящий и Будда возлежащий. Все они представлены в этой пещере. Но самый впечатляющий — конечно, 15-метровый Будда лежащий, в ногах его — ученик Ананда.
Этой скульптуре предположительно более 2000 лет. Но поразительно мастерство древнего скульптора, которому удалось выразить состояние входа в нирвану: полуприкрытые глаза, умиротворенное лицо.
Рядом — бог Вишну. А по соседству с этой пещерой — маленькая часовня Вишну. Надо сказать, что бог Вишну считается покровителем всей страны (Шри-Ланка).
Следующая пещера — Махараджалена (Maharadja Viharaya) — храм великих королей. Большая часть художественных ценностей этой пещеры датируются тоже I веком до нашей эры. В ней есть и деревянная статуя короля Валаганбаху, который начал строительство пещерного храмового комплекса. Также в этой пещере можно увидеть скульптуры других богов: например, это крайне важный в буддизме бог Ната, есть изображения других индуистских богов. Здесь же и ступа, окруженная фигурами Будды в медитации. Изумительные фрески на стенах пещеры хорошо различимы: они живописуют историю жизни Будды по прибытии его на остров и буддийскую историю страны.
Вторая пещера — самая большая в храмовом комплексе, в ней 52 метра с запада на восток и 23 метра от входа до задней стены, от пола до свода пещеры в высшей точке — 7 метров. С потолка пещеры капает вода, она течет даже в самое засушливое время года. эта вода собирается в священный сосуд и служит для ритуальных целей.
Третья пещера — Маха Алут Вихарая (Maja Alut Viharaya) — Великий новый храм, он совсем «недавний», восемнадцатого века. В ней — 56 скульптурных изображений Будды и тысячи живописных.
Четвертая пещера опять древняя — I век до нашей эры. Пачима Вихарая (Pachima Viharaya) известна тем, что ступа, в которую ланкийская королева (жена короля Валаганбаху, основателя древнего храма) сложила и замуровала свои драгоценности, была разграблена, причем, совсем недавно. По ступе проходит трещина — так разрушили ее искатели сокровищ.
Пятая, и последняя пещера — Девана-Алут-Вихарая — Второй Новый храм. В ней снова — изваяния Будды и некоторых индуистских богов.
Кроме того, в каком положении находится изображаемый Будда, огромное значение имеют расположение рук и пальцев, а именно мудры. Каждая скульптура дает какую-то определенную мудру, они все имеют названия, у каждой — своя смысловая нагрузка, ее также полезно знать.
После теракта в Храме Зуба Будды, большая часть самых важных буддийских храмов находится под усиленным контролем военных и полиции. Очень важно соблюдать и простейшие правила уважения к обычаям другой страны. Нельзя стоять спиной к Будде, нельзя позировать для фотографии на фоне Будды. В Пещерном храме Дамбуллы были эксцессы, связанные с неуважением туристов (не русских, кстати), они закончились не очень хорошо и для самих туристов, и для их гида.
Несмотря на то, что ланкийцы крайне приветливый народ, они не терпят неуважения к своим святыням и правильно, наверное, делают. Пусть лучше ланкийцы вам улыбаются, так, как только они умеют улыбаться: медленной вспышкой, живым интересом в глазах, широко и одновременно застенчиво. Особенно хороши улыбки женщин, и вдвойне приятно, когда эти искренние улыбки предназначены тоже женщине.
Поразительно искусство древних скульпторов, высекающих в скале то, что можно увидеть в пещерном храме. Удивительно, как грандиозность природы может сочетаться с грандиозностью человеческого замысла.
Еще более фантастическую картину можно увидеть в Сигирии — крепости на скале.