Ступа Просветления. В переводе с санскрита ступа — это вершина, верхушка. Это может быть макушка или пучок волос на голове. В буддизме ступы — это монументы, символизирующие просветленный ум Будды. На мой христианский взгляд — маленькие часовенки со всей буддийской атрибутикой. Главная цель строительства таких ступ — нести благотворную энергию, мир и созидание той стране, в которой они стоят.
О том, что в храм буддистов нельзя заходить в обуви и с покрытой головой, нас предупредили еще при покупке путевки.
Прежде чем зайти в ступу, нужно по белой дороге обойти ее три раза. Так очищаются мысли, так начинаешь думать о вечном… Словно через тебя проходит энергия равновесия. Ступу по верху окружает хоровод канатов с флажками — тысячи разноцветных флагов, на каждом написаны молитвы — подношения духам ветра и воздуха, которые должны разносить мантры по всему свету.
Вокруг — поле, и степной ветер развевал флажки с громким звуком. Мне это напомнило музыку ветра. Все верно — и музыка ветра нейтрализует негативную энергию.
С самого открытия в 1998 году ступа не закрывалась ни на час. В любое время суток каждый буддист может придти сюда со своей бедой, найти защиту у Будды, успокоить мысли и чувства. Покрутить молитвенный барабан, очиститься и — продолжать свой путь на Земле.
Мы внимательно слушали подробный рассказ гида. Подъехала машина, вышел приветливый человек с открытым лицом, поздоровался с нами и медленно пошел по белой дороге вокруг ступы. Депутат народного хорала, помощник местного ламы.
Прекрасная традиция — обошел ступу, сформировал позитивное намерение, успокоил внутренние страсти, и уже любое дело — дело созидания.
Разулись. Вошли в крохотную комнатку — алтарную. Все стены расписаны в буддийских традициях — тонко, мелко, прописана каждая деталь. Посередине — огромный молитвенный барабан. Вращая барабан, люди могут накопить духовные заслуги, очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях.
Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Считается, что одно вращение этого барабана с совершенно чистыми помыслами равнозначно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Независимо от вероисповедания, покрутить такой барабан полезно каждому. И мы, как дети, с чистыми помыслами ручейком пошли по кругу крутить ручки барабана. Каждый думал о своем, о главном, о вечном, о самом лучшем.
В Калмыкии отношение к любой религии благоговейное. Тот факт, что для 22 прихожан-католиков в городе построен костел, вызывает уважение. А православные храмы и часовни — истинные произведения архитектурной мысли. Казанский кафедральный Собор. Поклонный крест и Храм-часовня Преподобного Сергия Радонежского. В Элисте живут и работают христиане, и именно для них выстроены эти красивейшие храмы и соборы.
Наш путь лежал дальше — за город, в буддийский храм Сякюсен-сюме буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкарлинг. Он был построен в 1996 году в стиле древнейших тибетских монастырей.
Самое первое ощущение, когда самого храма еще не видно — пьянящий запах цветущих петуний, гармонично смешанный с вольным вкусом степного разнотравья… Может быть, посещение ступы так обострило мое обоняние?
На много километров вокруг — ни одного строения. Храм в степи. Дорогу к храму преградило стадо красивых коров. С лоснящимися боками. Неужели корова — и в Калмыкии священное животное, что так вольготно чувствует себя у святого места?
Молитвенные барабаны расположились в этот раз перед хурулом. Обошли храм, покрутили барабаны, разулись, вошли в хурул.
Низенькие молельные скамеечки, все в коврах. Тихо, чисто. В центре — трехметровый золотой Будда, сидящий в позе лотоса. Чуть ниже — портрет Далай-Ламы XIV. Помещение украшено огромным количеством искусственных цветов — лотосы, розы, хризантемы. Живой лотос срывать нельзя — священный цветок.
Историю возникновения древнейшей религии мира — буддизма, рождения Будды и поиска Далай-ламы в подробностях поведала нам эрудированный гид. За час всего не расскажешь, но это глубоко замотивировало нас узнать больше самостоятельно.
В буддизме нет одной священной книги, как у христиан (Библия), у мусульман (Коран) или у иудеев (Тора). Книги буддистов — это 108 книг основного учения Будды (Ганджур) и 225 томов толкований этих книг (Данджур). Именно потому в центре буддизма, на Тибете, лам готовят 18 лет.
В начале 90-х годов Калмыкия направила своих юных сынов на учебу в тибетские монастыри. И только сейчас они начинают возвращаться.
Учат их в пяти тибетских школах — врачи, бакши-учителя, те, кто несет учение Будды, художники, астрологи и те, кто в совершенстве владеет боевыми искусствами. В той или иной степени любой лама имеет навыки по всем пяти школам. Про чудеса тибетской медицины и мастеров боевых искусств написаны сотни книг и снято множество фильмов. Астрология — наука древняя, хотя в других религиях не признается наукой.
А вот о художниках стоит поговорить отдельно. Чему можно учиться 18 лет? Не все так просто. Искусству танка — тибетской живописи — учатся всю жизнь! В этом деле не меньше секретов, чем в тибетской медицине или астрологии. Художники-буддисты пишут свои картины только минеральными, натуральными красками. В состав красной краски, например, входит сухая кровь из носа ламы. Потрясающе! В каждом храме все стены расписаны красной краской как главной. Каждая линия, каждый штрих на полотне — плод многодневных усилий. На все нужно получить высочайшее благословение. Тибетцы называют пишущих танка художников «ладжиба» — «мастер, пишущий богов». Каждая фигура Будды, каждый жест должен соответствовать канонам, нельзя нарушить установленных правил. Каждую краску изготавливают в определенном возрасте. Например, желтую и белую краску делают молодые энергичные мужчины, зеленую и синюю — неспешные и слабые. Краска танка не меняет своего цвета в течение очень долгого времени.
Большая удача — нам удалось увидеть процесс создания красочного панно для хурула. Мастера не была на месте, но леса и недописанная картина явно указывали на работу в процессе. Были написаны сотни маленьких Будд, но ни у одного из них не было глаз. Гид объяснила, что художник, к примеру, должен на одном полотне изобразить 198 божеств. И только 199-й — с открытыми глазами. Только тогда всем остальным последний Будда может открыть глаза. Удивительная традиция.
Но самое большое восхищение нас ждало впереди!