Согласен, в большинстве своем они действительно просто пропили свои квартиры, свою жизнь и свое будущее. И хорошо, если только свое. Если их добровольный уход от действительности в сомнительный мир пьяных грез сделал только их самих такими. Правда, справедливости ради, надо сказать, что, как правило, так и происходит. Именно одинокие люди становятся заложниками своего нежелания и неумения бороться с собой. Семья будет бороться до последнего, если не из чувства любви (какая может остаться любовь к законченному алкоголику), то хотя бы из меркантильных интересов. Квартира сейчас — это лакомый кусок не только для риэлтеров, но и для родственников. Кстати, небольшая часть бомжей пострадала именно от действий родственников. Я не буду вдаваться в подробности — правы ли родственники, что выкинули своих родных на улицу, насколько это этично и милосердно. Ситуации в жизни бывают всякие, и не мне судить их. Я не Бог и не судья. Хотя, наверное, все же можно было сделать что-нибудь, чтобы люди не оказались за гранью. И единственная помощь, которую можно оказать таким людям, это дать им возможность хоть как-то выжить. Именно они с благодарностью принимают помощь всевозможных благотворителей, причем, никогда не требуя ее. И если находят какую-нибудь работу, стараются делать ее хорошо (в меру своего здоровья и сил). Таким еще можно помочь, и некоторые пытаются это делать.
Пострадавшие от войны. Вынужденные переселенцы. Их с большой натяжкой можно назвать бомжами. Скорее, это горькая ирония, чем реальное отображение действительности. Все же, у них есть семьи и они пытаются выжить, сохраняя хоть какое-то человеческое достоинство, хотя и стремительно теряя его после каждой «встречи» с безликим чиновничьим аппаратом. Нет, не совсем я прав, чиновник не безлик! Те, кто относятся к таким людям как к бомжам и помехе, имеют конкретные лица, и те, кто с ними сталкивался, никогда не забудут их. Но все же, люди не теряют надежды, что все, каким-то образом утрясется. Другое дело, что надежды эти призрачны как дым. Им может помочь только государство. Я не говорю должно, я говорю, может, так как наше государство уже давно никому и ничего не должно! Ни нам, ни им.
Профессиональные нищие. Это отдельная тема для разговора, их вообще нельзя отнести к разряду бомжей. Они добровольно и совершенно сознательно избрали такой образ жизни, чтобы заработать денег. И у них это прекрасно получается. Приведу только один пример: журналисты провели эксперимент на вокзале — переодевшись, всего два часа простояли, прося милостыню, и «заработали» более 300 рублей! Понятно, что этот бизнес приносит очень хорошие деньги, и, как правило, насквозь криминализирован. Поэтому исполнители, конечно, этих денег никогда не видят, большая часть «оседает» в карманах криминальных авторитетов. Но назвать таких людей бомжами нельзя. У них, как правило, есть документы, одеты они не в пример чище, чем их «соседи», настоящие бомжи.
Так кого же я называю настоящими? Это те, кто действительно не имеет никаких документов, не работает (причем не столько потому, что не могут, сколько потому что не хотят), и, самое главное, у них уже нет желания что-либо менять в своей жизни. Это последний, самый нижний этаж! Дно! Такие не могут вызвать положительных эмоций, даже сострадание смешано с большой долей брезгливости. Причем сострадание им и не нужно, по большому счету такие «люди» давно научились пользоваться своим положением, чтобы «срубить» («заработать» язык не поворачивается про таких сказать) денег на водку и какую-нибудь закуску. Таким уже ничего не надо, и помочь им нельзя, просто потому что помощи они не ждут и не хотят. И помощь таким скорее разобьется о стену непонимания и агрессии, так как вывести человека из его мира грез (а все они неадекватно относятся к действительности), это все равно, что не дать наркоману дозу. В ответ можно получить только проклятия и агрессию.
И, наконец, последний и самый страшный слой «пирога», на который делятся бомжи. Это бомжи-дети. Причины, по которым они попадают на улицу — разные, но объединяет их одно. Ни один ребенок не попал на улицу просто так. За каждым непростая судьба, и, как правило, виноваты родители. Реже это потерявшиеся дети, которых по различным причинам не смогли найти. Причем тут опять вина лежит на нас, взрослых! Сколько раз Вы видели чумазые стайки подростков на улице? И хоть раз просто позвонили в милицию? Сообщили об этом? А ведь «вычислить» места обитания подростков не так просто в связи с тем, что они слабее тех, кто постоянно на улице, подростки интуитивно учатся скрываться, и достигают при этом таких результатов, какие и не снились шпионам и диверсантам. И Ваша помощь может оказаться очень нужной не столько милиции, сколько самим подросткам. Спасти от улицы хотя бы одного — это спасти жизнь человеку! А она бесценна.
Вот и получается, что кроме простого человеческого участия, реальную помощь бомжам оказать почти невозможно! И проблема эта не исчезнет сама собой, но что-то же надо делать! И кто ответит на этот вопрос? Я ответа не знаю, а Вы?