Цыгане Парижа: какие они?

Реклама
Грандмастер

Сразу скажу, что мне нравятся цыгане, у меня с «младых ногтей» к ним какое-то трепетное отношение. Почему? С раннего детства, живя летом у своей бабушки в Новгородской области, мне приходилось видеть цыганские таборы, кочующие с места на место.

Помню, как однажды утром по деревне пронесся слух, что за околицей остановился цыганский табор. Для нас, малышни, это было неслыханное событие. Вечером мы с ребятами осторожно приблизились к месту стоянки цыган и спрятались в кустах, на опушке леса.

На поляне горел костер, поодаль стояли крытые цыганские повозки, на лугу паслись кони. Около огня чинно сидели мужчины и о чем-то беседовали, а женщины готовили еду. От костра исходил очень аппетитный запах. Вокруг табора бегали разнокалиберные цыганята и играли в догонялки.

Реклама

Быстро стемнело, и все, что, происходило у костра, казалось таинственным и нереальным, а люди были как будто из какой-то далекой сказочной страны. Мы заворожено сидели в кустах и смотрели все это великолепие.

Окончив трапезу, старший цыган взял в руки гитару, и тут я впервые услышала протяжную, красивую цыганскую песню, которую он исполнял на непонятном языке. Помню, что мне очень захотелось подойти к этим людям и попросить их, чтобы они взяли меня с собой. Так мне все у них нравилось. И только тут я вспомнила бабушкины слова о злых цыганах, похищающих маленьких детей. Это меня и остановило.

Вернемся к теме нашего повествования. Цыган Парижа я бы условно разделила на две группы: вымышленные и реальные цыгане.

Реклама

Вымышленные цыгане

Самая знаменитая вымышленная цыганка — это героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Эсмеральда, исполнительница зажигательных цыганских танцев и «похитительница» мужских сердец.

Будучи похищенной в младенчестве, Эсмеральда выросла в цыганском таборе как истинная дочь своего народа: была вольнолюбива, но имела доброе сердце и была красива, как богиня. Второй герой этого романа, Квазимодо, был рожден в этом же цыганском таборе, где жила маленькая Эсмеральда, но ему не повезло. Он был устрашающе уродлив… Нет нужды пересказывать все перипетии, которые случились с героями романа Гюго.

История, описанная в романе, оказалась очень популярной, и в 1956 был снят знаменитый фильм с одноименным названием. Роль Эсмеральды сыграла очень популярная итальянская актриса Джина Лоллобриджида. Много раз я смотрела этот фильм, где на фоне средневекового Парижа разворачивались трагические события.

Реклама

Нельзя не упомянуть знаменитый мюзикл «Нотр-Дам де Пари», премьера которого состоялась в Париже в 1998 году. Автор музыки — Риккардо Коччанте, либретто было написано Люком Пламондоном. Мюзикл был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый большой успех в первый год представления. Песня «Bell» стала настоящим хитом на многие годы, и была даже признана самой лучшей за последние 50 лет. Однако спустимся с художественно-музыкального цыганского олимпа на грешную землю.

Реальные цыгане

В Париже я была дважды, и каждый раз не обходилось без памятной встречи с цыганками. В первый раз это была авантюрная поездка с подругой во Францию. Мы с ней получили приглашение принять участие в научной конференции, которая должна была состояться в Ницце.

Реклама

До места назначения мы не доехали, так как не было денег, и решили осесть в Париже, где у моей подруги была знакомая по имени Елизавета. Мы приехали в Париж рано утром на автобусе из Польши и сразу позвонили Елизавете, но трубку в доме никто не брал. Мы пошли на соседний Северный вокзал (Gare Du Nord), откуда продолжали звонить каждые полчаса, никто не отзывался…

Часа в три уставшие, злые и голодные мы решили перекусить, чем Бог послал. Достали из сумки наш российский НЗ, уютно устроившись на скамеечке, приготовились поднести кусок ко рту… Вдруг откуда не возьмись к нам подошла чистенько одетая цыганка и предложила погадать. Тут лицо моей подруги исказила злобная гримаса, и она изрыгнула на русском: «Пошла отсюда, сейчас позову полицию!» Цыганка, видимо, по выражению лица и тональности поняла, что здесь ничего не отколется. Она продолжала методично обходить людей, сидевших в зале ожидания, но это был не ее день, никто не откликнулся на ее предложение узнать свое будущее по сходной цене.

Реклама

Во второй приезд в Париж, гуляя как-то по Елисейским полям со своей французской подругой, я вдруг увидела нечто невообразимое. Нам навстречу шла женщина с коляской. Мама была в пестром веселеньком платьице с кружевным передничком, на головке приколота белая коротенькая кокетливая мантилья. Младенец в нарядной коляске утопал в пене кружев. Появление этой яркой пары было настолько неожиданным, что я не выдержала и спросила свою французскую подругу, кто это женщина. Она ответила, что здесь ходят по улицам такие аккуратные цыганки и добавила, что, вероятно, эта женщина из испанских цыган. Я проводила цыганскую маму и ее дитя долгим взором. Дама очень напоминала персонаж из веселой оперетки.

Реклама

«Цыганский вопрос»

Но, как выяснилось, основная масса цыган, наводнивших Париж и его окрестности, приехали сюда из Болгарии и Румынии, потому что границы в Европе открыты: кочуй себе на здоровье в любую страну, ищи счастливую долю!

Летом этого года во Франции начались массовые беспорядки цыган, причиной которых явилось то, что в небольшом французском городке Сент-Эньане жандарм застрелил цыганского юношу, который пытался прорваться через полицейский пост. На следующий день на улицу вышли цыгане, вооруженные кольями, палками и топорами, начали поджигать автомобили и разгромили полицейский участок. Волна цыганских погромов прокатилась по всей стране.

Вероятно, это дало толчок тому, что с подачи французского президента началась массовая кампания по выселению цыган, нелегально проживающих в стране. Согласно закону ЕС, любое государство, входящее в его состав, может выселять со своей территории людей, находящихся там в течение трех месяцев без работы и представляющих угрозу его государственной безопасности.

Реклама

В последующие 3 месяца предполагается ликвидировать от 200 до 300 временных цыганских поселений. Французские власти официально заявили, что «лагеря, в которых проживают цыгане, являются источником торговли людьми, ужасающих условий жизни, эксплуатации детей с целью попрошайничества, проституции и преступности». Уже около тысячи цыган принудительно отправлены на родину, в Румынию и Болгарию.

Что интересно, французские официальные круги утверждают, что высылка цыган из страны никак не связана с их этническими проблемами. В каждом отдельном случае происходит частное расследование нарушений закона, которые имели место со стороны той или иной цыганской семьи. Этому утверждению, вероятно, не следует особенно доверять, поскольку во французской прессе появились сообщения о том, что под пристальное внимание властей попали не отдельные люди, а цыганская диаспора в целом.

Реклама

Пример Франции оказался заразительным для других членов ЕС. К депортации цыган уже приступили Италия и Финляндия. В Бельгии и Голландии разработаны законопроекты, по которым официально предполагается санкционировать депортацию цыган.

XIX век и начало XX-го характеризовались романтическим изображением жизни цыган. В наше время от романтики не осталось и следа. Сейчас основное внимание уделяется описанию бедности цыган, ужасающим условиям их быта, все возрастающей криминагенности с их участием.

Раздаются призывы попытаться направить цыганский народ в «русло цивилизации». Но это означает, что цыганский этнос может полностью раствориться в этой самой цивилизации и утратить свою самобытность и своеобразие.

А нужно ли это делать?

Реклама