Но короли бывают разные. Добрые, злые, воинственные, миролюбивые, авантюрные и просто невменяемые. Короли-манипуляторы. На последних хочется остановиться подробнее, а именно разобраться с приемами манипулирования дорожным движением со стороны пешеходов. Опираться буду на конкретные примеры из повседневной практики:
1. Давеча еду по достаточно широкой улице. Впереди — пешеходный переход без светофора, имеется соответствующий знак. За знаком, метрах в сорока, хорошо видно, что стоит машина ДПС и гаишник неспешно прохаживается рядом, играя жезлом и крутя его в воздухе по одной и той же траектории. Дорожной пробки нет и в помине.
Подъезжаю к переходу, впереди идущая машина тормозит прямо перед «зеброй». Я, естественно, тоже. За мной остановились и другие автомобили. Действуем слаженно, по правилам. Дело в том, что на «зебру» нетвердой походкой ступили три субъекта. Двое мужеского пола, один — женского. Бросается в глаза, что хоть и утро, а троица уже сильно «навеселе».
У каждого в руке по открытой банке пива. Лица помяты, одежда средней степени жеванности, но на губах улыбки. У одного на голове бейсболка, причем как-то залихватски сдвинута набок. Другой — лысоват и мелок. Девица просто колоритна фактурой. Идут, кричат, о чем-то спорят. Может быть, о недавнем перевороте в Гондурасе. Двигаются едва-едва, шажок за шажочком, полосочка «зебры» за полосочкой. Галдят, жестикулируют, пиво отхлебывают.
Автолюбители в обоих направлениях движения стоят, ждут. Гаишник глядит на переход. Видимо, следит, пропустят ли пешеходов. Троица прошла почти половину второй полосы из четырех и тут, очевидно, лысоватый что-то сострил. Девица с пивом и «кадр» в бейсболке сгибаются пополам от хохота. И… останавливаются! Они счастливы! Они гогочут! Тот, кто сострил, самодовольно улыбается: вот, мол, глядите, я краше Задорнова шуткою воздух режу!
А мы, водители, сидим в салонах автомобилей и ждем, пока весельчаки насмеются. Утро, рабочий день лишь начинается. У всех — дела. Кому на работу, кому домой, кому ребенка в школу. Гаишник не дремлет, сканирует дорожную обстановку. Моментально образовалась пробочка. Самые нетерпеливые шоферы уже сигналят. Мужик, что в бейсболке, делается на миг серьезным, машет ладонью водителям: мол, «сейчас, усе будет, мы уйдем!». Опять же неспешно, хихикая и пригубляя пивко, троица почти пересекла проезжую часть. Все ждут, включая работника ГИБДД.
И тут мелкий мужичок из этих утренних пешеходов говорит что-то девице на ушко, озадачивается и, очевидно, повторяет сказанное ухарю в бейсболке. Дума омрачает три недавно еще довольных лица. Опять они застыли на месте, но все еще на пешеходном переходе! На сей раз лица их серьезны, даже суровы. Тот, что лысоват, показывает рукой, в которой зажата банка пива, в обратную сторону.
Я невольно перевел взгляд в направлении руки похмеляющегося. Он указывал в сторону круглосуточного гастронома, откуда, вероятно, они все втроем и шествовали. Остряк приподнял пакет, явно с бутылками, и указал на него девице и приятелю, ибо, похоже, сомневался, хватит ли им на опохмелку имеющегося спиртного или нет. И опять меж жаждущими стартовало обсуждение! И все это — на проезжей части!
Дорожная пробка сильно увеличилась, клаксоны уже просто давятся сигналами. Троица кивает водителям головой и… идет обратно к гастроному! В этот момент сбоку, объезжая всех по свободной «встречке», дефилирует джип и утыкается в переход. Гаишник это видит, выпрямляет спину. Перестает ходить, усилив контроль ситуации. Стекло джипа плавно едет вниз, из салона что-то орут трем похмеляющимся весельчакам. Последние после услышанного резво ускоряют ход. Не думаю, что сквозь проем двери джипа им читали стихи Пушкина или Есенина, но в результате монолога водителя внедорожника пешеходы-любители утреннего пивка сошли-таки с проезжей части. Они ступили туда же, откуда начали свой путь, — в сторону гастронома.
Пробка уже громадная. Наконец, все машины потихоньку трогаются, а самого нетерпеливого водителя на джипе, что выехал на «встречку» и вразумил создавших затор пешеходов, с радостью ждет работник ГИБДД. А мы, прочие автомобилисты, соблюдающие правила, потеряв немало времени и нервов, обогащая утреннюю суету неприличными выражениями, наконец-то продолжаем движение.
Таким образом, с введением новых поправок к ПДД водители стали в некотором роде заложниками поведения пешехода на «зебре». Ведь ловить и штрафовать тех трех пешеходов, к примеру (лысоватый, бейсболка, «краля»), для сотрудников ГИБДД хлопотно и невыгодно. Деньги у помятых утренних субъектов, может, и есть, но они нужны на опохмелку, а не для штрафа, и шиш они с ними добровольно расстанутся. Да и пахнут подчас эти субчики не всегда приятно, выглядят непрезентабельно. А водитель — другое дело. Он сам едет в сети гаишников. За ним не надо бежать. У него есть деньги. Он с утра выбрит и наодеколонен. С ним приятно иметь дело. Нужно лишь махнуть жезлом.
2. Предположим, имеется широкая проезжая часть, скажем, полосы по четыре в каждую сторону, что разрезает надвое два гигантских жилых массива с высотными жилыми домами. Школы, больницы, детские сады, колледжи, университеты — все находится по обе стороны, и бесчисленные потоки пешеходов двигаются по «зебре», а светофор сломался. Или его вообще нет. Регулировщика ГИБДД тоже. Сзади собралось уже сотни машин, впереди — стеной топают пешеходы. Куда деваться-то водителю? Остается либо давить пешеходов, либо ждать глубочайшего вечера, когда микрорайон, наконец, уляжется спать. Но и ближе к ночи, да и вечером захочется пешеходам пивка, сходить друг к другу в гости — и они опять будут топтать ту же «зебру». А водителям придется раскладывать сиденья и ложиться «баиньки» до лучших времен.