Какой китаец не любит саньлуньче, или Что такое китайская езда?

Реклама

Чудо китайской техники — саньлуньче — трехколесный автомобиль бороздит просторы Поднебесной в различных своих модификациях. Саньлуньче бывают маленькие, отдаленно напоминающие Матиз, а бывают большие с прицепом. Совсем маленькие саньлуньче, похожие на рикши, используются как такси.

Правда, такое такси на далекие расстояния не ездит. Поместиться же туда вполне может человек шесть. На больших зачастую устраивают развалы фруктов, овощей или одежды. Бывает, едет себе саньлуньче посередь дороги, набитый до краев различным барахлом и с сидящим сверху хозяином этого барахла, со скоростью 30 км/ч, а за ним обезумевшая очередь безнадежно гудящих автомобилей тщетно пытается прорваться вперед…

Конечно, самый популярный вид транспорта в Китае — это велосипед. На велосипедах ездит и стар и млад, и китаец и иностранец. Велосипеды здесь очень дешевые. Стоянки устраиваются прямо на улице: перед домом, магазином, кинотеатром. В среднем стоянка стоит один юань (3.5 рубля). Самая большая проблема — найти на стоянке свой велосипед. Настолько их много, так они все похожи, да и стоянки огромные — глаза разбегаются. В каждом городе для велосипедов есть отдельные дорожки, в некоторых — отдельные светофоры. В часы пик можно спокойно простоять минут 15−20 в велосипедной

Реклама
дорожной пробке.

Зимой, чтобы сиденье не мерзло, на него надевают специальный чехол. То же делают и летом, чтобы сильно не напекало. Если вдруг что-то сломалось: спустило колесо, порвалась цепь, отвалился руль, педаль потерялась — не беда. Почти на каждом углу стоят так называемые шифу (общее название для разных рабочих), которые за копейки все сразу починят, заменят, отшлифуют и выдадут на руки новенький и блестящий велосипед.

Реклама

Не менее популярны и мотоциклы. Китайцы ездят на мотоциклах, на мопедах и на чем-то среднем между мопедом и велосипедом — велосипеде с двигателем, на котором можно как крутить педали, так и просто жать на газ. Зимой на руль мотоциклам надеваются варежки, чтобы руки не мерзли во время езды. Иностранцы на мотоциклах — явление не частое, т.к. в Китае даже на мопед надо иметь права.

Но самое замечательное на китайских дорогах — это не дамы с вуалью и перчатками по локоть, что ездят на мопедах, не трехколесные рикши, не мопеды с варежками. Самое замечательное — это правило дорожного движения. Оно одно, и золотое.
Гласит оно: «отсутствие всех правил».

  • Если китайцу надо повернуть направо, он даже не задумается о том, чтобы посмотреть, есть ли сзади кто-нибудь, или нет, и повернет.
    Реклама
  • Если надо перейти дорогу, он пойдет против всего потока.
  • Если ему надо перестроиться из крайнего правого в крайний левый, он не будет ждать, пока его кто-нибудь вдруг пропустит. Он просто нажмет на гудок и начнет с ходу поворачивать.

На дорогах, особенно в пред- и послерабочие часы, стоит полная неразбериха. Клаксоны разрываются, велосипеды сливаются в один длинный многоколесный механизм, саньлуньче плетутся вдоль обочины, выстраиваются очереди на такси и на автобусы.

Реклама

В такое время лучше никуда и ни на чем не ездить, а наблюдать за всем со стороны. Если все же придется попасть в гущу событий дорожной обстановки, то медлить нельзя, иначе можно надолго застрять. Лучший и проверенный способ выйти из толпы незамеченным и попасть по назначению в срок — вырулить на велосипеде на тротуар и погнать как можно быстрее.

Так пожелаем же китайцам «И лу пин ань!», т. е. доброго пути, и чтобы в их дорожной жизни было чуть больше правил и чуть меньше велосипедов.

Реклама