Железная дорога — это ещё понятно. Но почему она должна быть узкоколейной? Неужели обычные железные дороги кого-то не устроили? Или, может быть, они стали не так удобны? Или на рельсах решили сэкономить?
Если попробовать ответить на эти вопросы, то начать лучше с последнего: естественно, что обычная железная дорога — такая, к которой мы привыкли, намного удобнее. Вот только на рельсах экономить никто не собирался, хотя затраты на изготовление узкоколейных рельс были, однозначно, меньше.
В то время как железнодорожный транспорт продолжает развиваться, век «узкоколеек» в истории железной дороги потихонечку подходит к концу. Вагонов для таких дорог уже давно не выпускают, тепловозов и подавно. Так что если вам удалось увидеть где-то узкоколейную дорогу — считайте, что повезло. Их сейчас осталось очень мало. По пальцам практически можно посчитать!
С чего начать? Наверное, с локомотива. Ведь любой поезд, из каких бы вагонов он ни состоял и по какой бы дороге ни ездил, тянет электровоз. Или дизельная силовая установка. Или тепловоз. Или паровоз.
Стоп, стоп! А разве паровозы ещё где-то используются? Их ещё окончательно не списали в утиль?
В наше время, конечно, паровозы по железной дороге не бегают. В основном на узкоколейках трудятся тепловозы и мотовозы (последних значительно меньше). Да и вагончики там поменьше. Они не так тяжелы, чтобы для их перемещения привлекать электропоезд.
Ответ на самый главный вопрос, зачем нужно было строить узкоколейки, таков: чтобы обслуживать торфо- и лесоразработки, рудники, шахты. Большинство узкоколеек было построено в сталинские времена, я думаю, что объяснять почему — смысла нет.
Использовались ли узкоколейные железные дороги для нужд обычных людей? Да, использовались. Почитайте «Мещерскую сторону»
Иногда нечто подобное можно увидеть и в наши дни. Например, на Урале, в Свердловской области есть село Калач и располагающаяся рядом с ним деревня Березовка. Ни на каких даже самых шикарных автомашинах туда не проехать. Вездеход — и тот застрянет. А вот по узкоколейке, которая представляет собой 170 км пути — очень даже можно.
Те, кто увлекается пешим туризмом, так и делают: от г. Алапаевска едут по лесной и болотистой местности ночным поездом до нужной станции, потом высаживаются и разбивают лагерь. Романтика чистой воды! Ни компьютеров, ни мобильников, ни планшетов. Да и зачем они нужны туристу, спрашивается? Интернета в той местности нет. Разве только в электронные игры с самим собой поиграть? Так в те места не для игр едут, а за приключениями и единением с природой.
Вагончики бывают разными. В основном, конечно, внутри они имеют сидячие места. Но бывают такие ситуации, когда людям надо ехать ночью. Для таких случаев, оказывается, есть… — вы ни за что не поверите! — спальные вагоны! Плацкарты там расположены только по бокам. Может быть, это не совсем удобно, но в любом случае, это лучше, чем ехать всю ночь сидя.
Теперь насчёт самой дороги. Езда по узкоколейке может показаться немного дискомфортной. Поезд не набирает большой скорости. Даже на малой его во время пути постоянно трясет и качает. Так и кажется, что вагончики сейчас соскочат с рельсов. Но такое случается редко. Всё-таки машинистов на узкоколейную дорогу выбирают достаточно опытных. Те же, кто привыкает к вождению небольшого тепловоза, который спокойно проходит по болотистой и топкой местности, возвращаться к «нормальной» железной дороге часто не хотят.
Романтика захватывает!