В момент образования планеты Земля на ней были суперконтинент и суперокеан. По мере нагрева ядра за счет распада радиоактивных веществ стали действовать супервулканы — и суперконтинент раскололся на несколько частей, ставших тоже континентами, но гораздо меньшего размера.
Вслед за циклом «выдоха» у планеты начался цикл «вдоха» (сжатия) и континенты снова собрались в одно целое. По мнению ученых — в суперконтинент Родиния. Но спустя много миллионов лет снова начался процесс «выдоха» и суперконтинент распался, а через большой промежуток времени опять собрался и опять распался.
Но не все так просто, как кажется. Ситуацию запутали два фактора: дрейф континентов и увеличение массы Земли за счет падающих
Наукой доказано, что при распаде суперконтинента не все его части сохранялись до момента воссоединения. Отдельные «малые» континенты постепенно ушли в недра или оказались затоплены океаном. В итоге суперконтинент снова собирался уже с иными очертаниями.
Не столь давно доказано и то, что наша Солнечная система, двигаясь по кругу в Галактике Млечный Путь, как минимум, трижды входила в зоны, богатые крупными астероидами. Некоторые из них падали на Землю и образовывали огромные кратеры, которые постепенно заполнялись водой. При этом масса планеты немного увеличилась. Однако бомбардировка продолжалась миллионы лет. Ее результат хорошо виден на
Словом, «пропавшие» (затонувшие) континенты и падения астероидов могли «сбить» цикл «вдоха-выдоха». Тем более что супервулканы никак не проявляют себя сейчас (действуют только обычные вулканы).
Наука «запуталась» с определением, на каком цикле находится сейчас планета.
С одной стороны, имеющиеся «на плаву» континенты вроде как продолжают дрейфовать. В пользу этого говорит то, что Африка в будущем окончательно станет самостоятельной, так как «отодвигает» ее расширяющееся Красное море. Сибирьтоже уйдет «в плавание», поскольку ее отделит Байкал, превращающийся в океан. То есть процесс деления продолжается.
С другой же стороны, часть ученых считают, что никакого «расширения» у планеты сейчас нет. Наоборот, у Земли начался цикл «вдоха». Это аргументируют тем, что обнаружен парадокс: в ходе глобального потепления повышающийся уровень мирового океана заметно «отстает» от скорости таяния льда и снега в Антарктиде и в Гренландии.
Куда же девается тогда вода? Последние исследования показали, что в Марианской впадине вода ускоренно уходит под тектоническую плиту. А это значит, что плита станет постепенно все более тяжелой и опустится в недра планеты. Таким образом, континенты снова начнут собираться вместе.
Споры среди ученых продолжаются. Практического значения они не имеют, поскольку речь идет о миллионах лет. Но интересны тем, что гипотезы позволяют в общих чертах предсказать далекое будущее нашей планеты.