Одной из таких мер предусматривалось развитие
Миномёты имели ряд преимуществ перед традиционными орудиями.
- Во-первых, они были легче, а это весьма важно, если войска следует куда-то оперативно перебросить.
- Во-вторых, миномёты обладают низкой отдачей.
- В-третьих, миномёты проще в изготовлении и ремонте.
В общем, советская военная наука стала заниматься реактивными миномётами ещё в 20-х годах ХХ столетия.
Известно, что к 1927 году советская военная газодинамическая лаборатория создала реактивный осколочный 82-мм снаряд с пороховым двигателем. Чуть позже, буквально через несколько месяцев, был создан и 132-мм снаряд аналогичной конструкции.
В марте 1928 года на полигоне под Ленинградом провели испытания новых снарядов. Всё было вроде бы ничего, снаряды улетали на 5−6 километров, но вот точность стрельбы оставляла желать лучшего.
Дело в том, что тогда для описываемых снарядов использовали в качестве направляющих специальные трубы. То есть снаряд мог иметь стабилизаторы (оперение) не более, чем диаметр этой трубы. Понятное дело, при таком раскладе точность поражения была так себе.
С этой проблемой пришлось повозиться. Лишь в 1933 году инженер Клеймёнов предложил новый вид снаряда с большим оперением. Так как это оперение превышало диаметр трубы, то от труб решили… отказаться, а вместо них создали открытые рельсовые направляющие.
Именно такие направляющие и ставили на легендарные
К концу 1938 года основные элементы реактивной артиллерии были изготовлены и опробованы.
Как ни странно, впервые эти самые реактивные снаряды (получившие наименование РС-82) военные оценили во время боевых действий наших самолётов на Халхин-Голе, летом 1939 года.
Дело в том, что реактивные снаряды РС-82 сначала установили на советские истребители И-153 и И-16. С помощью этих истребителей было поражено несколько японских самолётов, а уж потом прошли плановые стрельбы по наземным целям.
Результаты боевых испытаний удовлетворили руководство СССР, и было принято решение организовать производство мобильных многозарядных пусковых установок.
Мобильных — значит, установки планировалось быстро перебрасывать с места на место. Для этого конструкторы, не мудрствуя лукаво, решили устанавливать новые пусковые системы на шасси грузового автомобиля ЗИС-5. Последний имел грузоподъёмность около трёх тонн.
Из военной кинохроники мы хорошо представляем, как выглядели установки «Катюша» или БМ-13−16. Однако изначально направляющие для снарядов на машине ставили поперёк кузова!
И тут выяснилось, что во время стрельбы при таком варианте машина сильно раскачивается, что сильно снижало эффективность применения пусковой установки. Кроме того, ЗИС-5 попросту не выдерживал вес всей установки, да ещё и в снаряжённом состоянии.
Тогда новый вид вооружения решили устанавливать на более грузоподъёмном ЗИС-6. Эта машина была трёхосной, причём на задних осях устанавливались сдвоенные шины. Кроме того, установку залпового огня на ЗИС-6 стали монтировать вдоль кузова, что устранило имевшую ранее место раскачку при стрельбе. А чтобы максимально улучшить точность стрельбы, на ЗИС-6 сзади предусмотрели два мощных домкрата, которые использовались при стрельбе как дополнительные точки опоры.
Известно, что масса описываемой машины с полным комплектом и экипажем составляла почти 8,5 тонн. При этом дальность стрельбы доходила до 8470 метров, что являлось несомненным успехом советской военной мысли.
В боевое положение новый вид оружия приводился буквально в течение двух-трёх минут, то есть он был действительно мобильным оружием.
На описываемой установке имелось 16 реактивных снарядов, каждый из которых весил 42,5 кг.
Кроме того, на волне успеха БМ-13−16 была перед самой войной принята на вооружение и лёгкая пусковая установка БМ-82−48. На ней размещали 48 снарядов, но калибра 82-мм, и дальность стрельбы у такой установки не превышала 5,5 км.
Ну, а БМ-13−16 (попросту «Катюша») стала легендой уже в первые месяцы войны, и теперь эта военная машина является одним из символов нашей Великой Победы…