Чем перебиваются бедные современные лорды? История из жизни

Реклама
Грандмастер

Не все лорды и леди Великобритании живут сегодня так же хорошо, как герои суперпопулярного сериала «Аббатство Даунтаун». Героям фильма не приходилось зазывать гостей, чтобы получить с них за экскурсию по имению или за открытки с его видами.

В 2004 году один из пэров Великобритании Фрэнсис Фулфорд владелец поместья Manor of Great Fulford, предоставленного его предку в начале XII века как награду за доблестную военную службу в крестовом походе, написал книгу «Bearing Up: The Long View» («Как выстоять: долгосрочные перспективы»). В ней он поделился некоторыми секретами и ухищрениями, к которым приходится прибегать современной аристократии, чтобы поддерживать марку своего имени.

В книге описаны маленькие хитрости, как, например, сэкономить на приеме гостей: старые пыльные бутылки из погребов не выбрасывать, а использовать как тару для купленных в супермаркетах вин. А обычный тоник при помощи нехитрого фокуса превращается в благородный джин с тоником. Секрет прост — использовать только две капли джина: одна добавляется в бокал, другая размазывается по его краям для запаха.

Реклама

Для пополнения обветшавшего гардероба можно воспользоваться хорошим секонд-хэндом. Одежду надо выбирать дорогую и носить лет по десять. Раз вы носите одно и то же столько времени, все будут уверены, что это ну очень дорогие вещи.

Реклама

А еще переселиться из одной части дома в несколько комнат другого крыла и показывать убранство экскурсантам. На гидах можно сэкономить — их заменят члены семьи, которые лучше знают историю своего поместья.

Вот на такую экскурсию попала и я вместе с еще 49 членами Конгресса для женщин в Глазго. Нам объявили, что после очередного заседания всех ожидает сюрприз, но не один на всех, а один на каждые 50 человек — столько помещается в одном автобусе.

Британки действовали четко, как в армии, и я не попала в тот, в котором оказались мои приятельницы. Пришлось ехать с незнакомыми дамами, у которых вызывал подъем тот факт, что их обещали покормить, потому что подаваемое на ланч во время конференции в огромном ресторане Клайд Аудиториум трудно было идентифицировать.

Реклама

Мы ехали уже больше получаса, как одна из сидящих в автобусе дам заметила:

— Beans, я уже была здесь когда-то.

Реклама

Какие бобы? Опять бобы? Но тут я увидела перед собой прекрасное строение, по газону, обрамленному большими белыми рододендронами, гуляли белые павлины. У входа стояла приветливая девушка в длинном платье:

— Велкам ту Бинз!

Beans было поместьем баронета Кэмпбелла III, местом, в котором одно за другим прожили семь поколений именитого хозяина. А сегодня, чтобы поддерживать дом в приличном состоянии, сам баронет, бывший член британского парламента, предоставлял большую часть своего имения для обзора в качестве музея. И не бесплатно, а за целых 7 фунтов, которые, к счастью, уже были включены в организационный взнос. Для сравнения могу сказать, что стоимость билета для входа на территорию знаменитого Эдинбургского замка оказалась выше всего в два раза.

Реклама

Гостей сначала пригласили в большой обеденный зал, где в серебряном ведерке охлаждалось шампанское (хотя кто его знает, может, просто игристое?). На стенах висели портреты членов славного семейства, обстановка напоминала музейную.

Реклама

Вскоре к гостьям вышел сам седенький баронет со скромно (но возможно, дорого?) одетой супругой и пригласил выпить по бокалу, что все с удовольствием и сделали, запивая жуткий ланч. Всех разбили на группы по десять человек, которые с паузами в пять минут провели по всем этажам дома. Мне повезло — я попала в группу, которую вел лично хозяин поместья. Портреты, спальни, кабинеты, штиблеты, трубки, табак, сапоги, книги, снова портреты…

— А это что? — одна гостья ткнула в сатирический рисунок в рамке на стене, висевший в обрамлении более парадных акварелей.

На рисунке вытянувшаяся физиономия лорда Кэмпбелла крепко вцепилась в щиколотку дамской ноги. Нога была обычная, в туфле на невысоком устойчивом каблуке.

Реклама

— А это я покусываю в парламенте миссис Маргарет Тэтчер, — самодовольно усмехнулся баронет. —Да, наша партия во время прений кусала этих горе-консерваторов только так.

Реклама

Все уважительно поглядели на человека, который умудрился не подавиться ножкой железной леди, и стали спускаться вниз.

Время посещения Beans было на исходе, но обедать никто не предлагал, поэтому все спешили обратно в автобус.

Я, как всегда, таскала про запас сувениры — никогда не знаешь, кого встретишь на этих мероприятиях. День был жаркий, и я почувствовала, как в сумочке начинают подтаивать две большие плитки шоколада. Шоколад назывался «Полтава» и изображал Полтавскую битву, точнее момент победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами. А чем, собственно, баронет и его жена, не заслужили, подумала я, вытаскивая две плитки шоколада: золотую — с царем Петром на черном коне, и серебряную — с ним же на белом коне. Как могла, объяснила историю сражения, упомянув слово Украина.

Реклама

— Да, я помню историю, леди, — с полуоткрытым бантиком ртом, что отличало истинного британского аристократа от простого британского гражданина, произнес баронет. — Но еще лучше я помню, как ваш «Динамо» наподдавал нашей «Манчестер Юнайтед», если память не изменяет, в восемьдесят восьмом году.

— Да, дорогой, конечно, я тоже помню. Как мило с вашей стороны принести нам эти чудесные подарки, — леди Кэмпбелл так расчувствовалась, что в глазах ее мелькнули слезы. — А не хотите ли купить вот эту замечательную книжку с замечательными фотографиями о нашем поместье? Такая память и стоит всего десять фунтов.

Я не хотела, но не могла себе позволить обидеть бедных лордов, которые даже стоимость двух плиток шоколада из прайса не вычли. Теперь стало понятно, почему все остальные гостьи покидали гостеприимный дом второпях, отворачиваясь от столика с книгами и открытками и даже не щелкая на прощанье камерами. Лорд черкнул красивый автограф, торжественно вручил мне книжицу, и через две минуты автобус тронулся.

Покормили всех в пафосном ресторане по дороге на Глазго, в котором еда была ненамного лучше, чем ланч в Клайд Аудиториум.

Десять фунтов было немного жаль, но зато какая память осталась!

Реклама