Смотрите такое? Может быть, еще и играете в компьютерные игры по Средневековью, историческому или фэнтезийному? Тогда почему бы не попробовать, каково это — самому драться на старинном оружии?
Как — где? В историческом фехтовании!
Но вначале попробуем понять, что под этим названием скрывается. Потому, что в историческом фехтовании выделяется целый ряд весьма разных направлений:
- Дуэльное фехтование, и/или HEMA.
- Исторический Средневековый бой.
- Современный Мечевой бой.
- Историческая реконструкция.
- Артистическое фехтование.
- Ролевое фехтование.
Пожалуй, это все основные направления истфеха. Пробежимся вкратце по некоторым их особенностям.
Дуэльное фехтование — пожалуй, ближе всего к привычному олимпийскому. Здесь используется современная защитная экипировка — похожая на фехтовальную, но более мощная. Например, здесь бойцы надевают наколенники и налокотники, которых не увидишь на спортивной фехтовальной дорожке.
И оружие массивнее, хотя и с гибким, амортизирующим при уколах, клинком. Точнее, клинками.
Здесь можно выделить два больших направления: собственно дуэльное фехтование (ДФ), и ХЕМА, или HEMA — Historical European martial arts, Исторические Европейские боевые искусства.
Дуэльное фехтование — явление скорее отечественное, придуманное людьми, которых не вполне удовлетворяли спортивные правила.
А вот HEMA — «пришелец» из Европы. Идея HEMA — воссоздание традиционных европейских систем фехтования. Именно воссоздание, при помощи сохранившихся фехтбухов — старинных пособий по фехтованию. Соответственно, и оружие — меч, полуторный меч, военная сабля, ренессансная рапира. Оружие приближается к историческому: например, сабля весит до 1 кг; рапира — до 1200 г. Ощутимо тяжелее спортивных аналогов! Меч используется в паре малым щитом (баклером), рапира — в паре с дагой.
И в отличие от олимпийского спортивного фехтования, здесь поражение разных зон приносит разное количество баллов. Например, попадание в голову или корпус оценивается выше, чем поражение конечностей. Есть и другие отличия, призванные сблизить дуэльное фехтование с реальным.
Ах да! Может быть, в контексте нашей темы главное: ДФ и HEMA подразумевают бездоспешный бой! Поэтому и защита здесь современная, она не имитирует доспех, а попросту защищает бойца. Историческим аналогам здесь соответствует техника. По крайней мере, так предполагается.
Другой полюс «боевого» истфеха — ИСБ, Исторический Средневековый Бой. Название сразу как бы намекает на наличие доспехов… и да, с ними здесь все хорошо! Доспехи в этом направлении есть, и они соответствуют историческим аналогам.
А вот техника — не очень. Зато здесь присутствует полный контакт, и еще какой! Нет, контакт-то вполне себе нормальный и в ДФ-HEMA. Но оружие разное.
К примеру, допустимая масса одноручного меча в ИСБ — до 1600 г, двуручного — до 3500 г, фальчиона — до 1800 г. Используются в ИСБ и топоры, и древковое оружие типа копий, полэксов и алебард. Оружие, естественно, затупленное, со скругленными остриями. Плюс используются щиты.
Доспех — примерно соответствующий историческому аналогу, металлический, как и положено — с поддоспешником. Вполне прилично защищающий… Так что бей — не хочу!
И бьют! Оружием, кулаком, щитом, ногами, корпусом… Разрешены захваты оружием (кроме шеи). Разрешены броски, обезоруживания, добивание пока не упавшего, но потерявшего равновесие или разоруженного соперника.
Плюс тут есть групповые бои, или бугурты.
В общем ИСБ — это динамично, весело, дает великолепную физическую и психологическую подготовку. Но — больно, травмоопасно и дорого.
Впрочем, есть своеобразный «лайт-вариант» ИСБ: так называемый Современный Мечевой Бой, он же СМБ. Отличается он отсутствием ударов свободными конечностями и кромкой щита (то есть разрешены удары мечом, причем только рубящие).
Ах да, главное: меч используется гуманизированный, пластиковый, с мягким покрытием, иначе называемый тямбара.
Данный вид истфеха — пожалуй, самый демократичный. Его безусловные плюсы:
- сравнительная безопасность и при этом возможность проводить бои в полный контакт;
- наличие возрастных категорий от 8 лет (и даже с более раннего возраста!) до ветеранов (формально до 55 лет);
- относительная дешевизна или, как минимум, доступность снаряжения.
Менее очевидны недостатки такого подхода. А они есть.
Основной минус: это не меч и даже не палка. У спортмеча иной баланс, и главное — он куда сильнее тормозится о воздух. Можно приблизить его к металлическому мечу по массе. Можно и по балансу. Но даже однотипные дюралевый и стальной мечи ощущаются заметно по-разному. Особенно в динамике, в движении. Что говорить о толстой палке в мягкой оболочке?
К сожалению, техника работы реальным оружием заметно отличается. Не приемы, а их исполнение, вложение усилий, нюансы удара.
Спортмечи часто используют в качестве безопасного инвентаря и те, кто фехтует на металле. Это позволяет вволю подраться, минимизировав риск травмы.
И если вам хочется поскорее перейти к практике, не сильно вкладываясь в покупку дорогостоящего снаряжения; если хочется подраться, не рискуя нанести или получить серьезную травму — почему бы не попробовать СМБ? Драйв и впечатления гарантированы! К тому же, СМБ — официальный вид спорта (появившийся, кстати, в России!). Захотите участвовать в турнирах и аттестовываться — ради Бога! А уж для детей и подростков — самое то.
И фитнес отличный. Хотите интересных и азартных тренировок, развивающих силовые, скоростные качества, подвижность и координацию? Да и бойцовские качества… Оружие-то хотя и гуманизировано, но удар им весьма ощутим…
Отчасти близка к ИСБ историческая реконструкция. Близка — поскольку здесь тоже дерутся в контакт в историческом снаряжении. Отчасти — потому, что для реконструкторов это не всегда главное. Куда важнее реконструкция материальной стороны жизни предков: от снаряжения до предметов быта. Иногда и образа жизни.
Боевые аспекты, фехтование — лишь часть исторической реконструкции. Отношение к ней варьируется от клуба к клубу.
Впрочем, и реконструкция бывает разной. Есть люди, целево интересующиеся именно историческими техниками боя. При этом не всегда они участвуют в турнирах типа ХЕМА.
Реконструкторы могут участвовать в фехтовальных турнирах. И участвуют.
Другое направление их деятельности — показательные выступления, участие в исторических фестивалях и подобных мероприятиях.
И тут они сближаются с артистическим направлением исторического фехтования. Исторический антураж на выступлениях по артфеху обычно присутствует. Но костюмам не уделяется столько внимания, вплоть до малейших деталей, как в реконструкции. Задачи иные: исторический костюм важен, но он лишь «оформляет» главное — фехтование, демонстрацию исторической техники владения оружием.
О сценическом фехтовании я уже рассказывал. Добавлю лишь, что оно ничуть не проще «боевых» направлений. Техническая же подготовка в артфехе обычно на уровне. Да и физической не пренебрегают. Травматизм же заметно ниже. И если собственно драться для вас не главное, а историческое оружие и то, как его использовали, интересно — почему бы не попробовать?
И наконец, еще одно направление. Самое, вероятно, старое и самое массовое. Речь о ролевом фехтовании. Точнее, фехтовании в рамках ролевого движения.
Собственно, это боевая часть ролевых игр, проводящихся по сюжетам книг, фильмов, исторических событий… Не обязательно связанных с боями на холодном оружии, да и холодное оружие не всегда историческое.
Чаще всего используются дюралевые, текстолитовые или пластиковые клинки; и более или менее соответствующее сюжету снаряжение. Чаще всего ограничивается сила удара и зона поражения — например, разрешаются и засчитываются удары в «зону футболки». Бои случаются как индивидуальные, так и групповые.
Но! Надо понимать, что ролевая игра — далеко не только фехтование, которое может занимать весьма скромную часть процесса. Поэтому и средний уровень бойцов, и уровень физподготовки здесь чаще невысок. Все же те, кому интересно именно фехтование, обычно и идут заниматься фехтованием. Применяя полученные навыки на играх. Так что встретить здесь подготовленного фехтовальщика очень даже реально. Да и принцип «драться не умеем, но очень любим» кое-что дает.
Но повторю: ролевое движение включает и фехтование тоже. Больше того, именно ролевое движение, наряду с исторической реконструкцией, стоит у истоков российского исторического фехтования.
Вот примерно и весь «основной ассортимент». Остается выбрать, решиться и прийти. Уверяю, драйва и положительных эмоций вы получите куда больше, чем на диване перед экраном телевизора или компьютера. А там, глядишь, втянетесь — и жить без этого не сможете. Есть у фехтования такое свойство…