Наш путь лежал в Кижи.
В Петрозаводске есть указатель на «Речной вокзал», который точнее было бы назвать Водный порт. Находится-то он на озере, а не на реке. Билеты мы взяли только на «Ракету», а не экскурсионные, о чем не пожалели. На месте билеты в заповедник для пенсионеров были в полцены, а для студентов вообще бесплатно. Самой «дорогой» оказалась я. Сын, слава Богу, взял студенческий.
Было удивительно жарко.
Обойти остров по периметру можно минут за сорок, если никуда не заходить. А так — мы не осмотрели и половины за три часа, отпущенных нам водным пароходством. Сами понимаете, что лучше видеть, чем рассказывать о красотах кижских храмов, церквей, часовенок, домов.
В природном отношении остров почти безлесый, в основном луга и поля. Зато памятников архитектуры русского севера очень много. Устроители заповедника постарались воссоздать хотя бы частично быт и уклад «вживую». Работают в огороде и на полях, ткут, занимаются резьбой, поют и танцуют в национальных одеждах везде, куда заглядывают туристы.
«Ракетой в Петрозаводск», потом Ленобщепит и на Сямозеро, «в койку». Только перед этим обязательно помедитировать на бережку, набраться сил и счастья.
Следующий день был посвящен Кивачу и Марциальным водам. Не заезжая в Петрозаводск, мы поехали на север, к водопаду Кивач.
Водопадов там оказалось несколько: один, двухступенчатый и самый большой, высотой более восьми метров; второй, под углом, поменьше; и чуть дальше сын нашел еще несколько маленьких. Так что шума и брызг предостаточно.
Над водопадами, на высоком берегу, расположился природный заповедник Кивач.
Вы когда-нибудь видели, или хотя бы слышали о яблоне ягодной? Мы увидели. Правда, ягод на ней почему-то не обнаружили.
Заповедник простирается вплоть до Марциальных источников. Только попасть на них можно в объезд. Источников четыре, все сильножелезистые. Если у вас проблемы с гемоглобином, или нервной системой, или опорно-двигательным аппаратом — вам туда, на воды Марциальные.
То, что эта водичка сильножелезистая, мы обнаружили дома, когда увидели в бутылках не прозрачную воду, которую набирали, а ярко-рыжую, с «железным» осадком.
Обратно ехали по узкому перешейку, по бокам которого простирались озерные воды. В Царевичах видели часовенку, по преданиям связанную, как и название села, с Петром Первым. Как-то это связано с рождением царевича Алексея.
Перешеек этот — аналог нашей московской «Рублевки». Помельче, но впечатляет обилием коттеджей и придорожной ухоженностью. На дороги, правда, это не распространяется.
Вечером была настоящая русская банька, с вылетом по мосткам прямо в озеро.
Вода в карельских озерах очень мягкая и вкусная. Отмывает все и вся даже без мыла, ну, почти без него.
Последний день в Карелии был посвящен карьерам, где добывают кварциты. Особого впечатления не получили, только порадовали нас деревенские козы, бегающие по уступам кварцитов, аки горные. Заполнив камушками багажник, мы отправились домой — в Москву.
Путь проходил опять по Пряжинскому району, только уже южнее, по мурманской дороге. Хорошей, но не грибной, а ягодной. Черника, черника, черника, морошка и костяника.
Возник у меня вопрос к фармацевтам, рекламирующим черничные таблетки для улучшения зрения. Если вся центральная Карелия буквально «сидит» на чернике, то почему там, у местных жителей, зрение не стопроцентное?
В Карелию и обратно мы ехали через Великий Новгород и Олонец. А впечатление такое, что это разные дороги. Во-первых, на пути в Карелию, в Чудове, где нам советовали переночевать, мы в упор не увидели два придорожных мотеля! Еще и повозмущались — и где тут нам советовали переночевать?
Правда, нам и ночевать было рано. Выехали из Москвы в 7 часов утра, побродили по Новгороду, добрались до Чудова в 4 пополудни. Да и цены в этих мотелях были существенно выше, как потом оказалось, чем в мотеле «Инема», перед Олонцом.
Возвращаясь в Москву, мы нашли эти мотели, только мест в них не нашли, дотянули до Новгорода и остановились в гостинице «Садко». Дороже, чем в Чудове, зато с холодильником (что важно было для наших грибов) и с завтраком типа «шведский стол».
Во-вторых, после ужасных карельских дорог, «стиральной доски» до Паши мы не почувствовали — гладкой даже показалась. Запомнился мужичок, стоявший около крайнего дома деревни в Новгородской области. Рядом с ним была стоячая столбиком покрышка, со спрятанной внутри пол-литровкой и закусью. А сам он развлекался тем, что дирижировал, как заправский дирижер, потоком машин. Видели мы его и по пути в Карелию, и обратно. Вот такой чудик новгородский.
И еще, избаловавшись на свободных от машин дорогах Карелии, трудно было ехать обратно в «пробочную» действительность. Да и вежливыми стали на дорогах. В Карелии принято на переходах пропускать пеших, а не автомобили. Причем пешеходы настолько в этом уверены, что даже не вертят головой по сторонам, переходя дорогу.
Нам было очень трудно и ездить, тормозя у каждого перехода, и улицы переходить, поскольку мы, останавливаясь по привычке, блокировали автомобильное движение.
Да и еще: отношение к автомобилям в Карелии рабочее. «Мерс» ли родовитый или «жигуль» народный. Впрягут в него прицеп, набитый чем попало, и понесутся по колдобинам с ветерком.
Ну, что еще сказать про Карелию… Влюбились мы по уши в нее, в чем и пытаюсь в статьях признаться. И путешествовать по ней интереснее, конечно, по дорогам шоссейным и проселочным, а не по железной. Правда, на вездеходе…
Здесь можно посмотреть фотографии.