26 июля 1930 года в Советском Союзе недалеко от Воронежа высадился первый массовый десант парашютистов под руководством Б. Мухортова и Л. Минова (который, к слову сказать, был удостоен звания «Мастер парашютного спорта» под № 1). И с этого момента парашютный спорт в СССР стал развиваться семимильными шагами. Воздушные амазонки не отставали от мужчин, и уже менее чем через год — 14 июля 1931 года — с самолёта сиганула бесстрашная В. Кулешова, подав наглядный пример и другим женщинам.
Но прежде чем были совершены эти прыжки, прошло множество этапов усовершенствования парашюта. Вначале человечество занимал один вопрос: как научиться летать подобно птицам? Но после того как «первый лётчик» Икар потерпел сокрушительное поражение, у пытливых людей возник второй вопрос: как полёт сделать безопасным?
История изобретения парашюта началась еще в XV веке — его спроектировал великий Леонардо да Винчи
. Пролетело почти три века, прежде чем парашют прошёл реальное испытание в полёте. В 1783 году француз Луи-Себастьян Ленорман совершил первый, так сказать, официально зарегистрированный прыжок с парашютом. И, кстати говоря, удачный термин «парашют» как раз и придумал Ленорман.Интересный факт: Ленорман прыгал с небольшой высоты — с башни обсерватории в Монпелье. А вот первый по-настоящему рискованный прыжок с большой высоты (около 1 км) — с воздушного шара, совершил в 1797 году Андре Жак Гарнерен около Парижа. А до него совершил испытание Ф. Бланшар, но он прыгал с более низкой высоты, предварительно проделав этот трюк с животными. А с самолёта впервые прыгнул американец А. Берри в марте 1912 года.
Все предыдущие модификации парашютов были неуклюжи и громоздки, и к тому же, приходилось использовать уже раскрытый парашют, что было, конечно, неудобно. Многие конструкторы пытались создать компактные парашюты.
Первым эту сложную задачу решил российский актёр Глеб Котельников. В 1910 году, когда погиб друг Котельникова авиатор Лев Мациевич, Глеб поставил задачу, во что бы то ни стало, создать безотказный и удобный парашют. И в итоге к концу 1911 года Котельников смастерил первый в мире ранцевый авиационный парашют. Пришлось преодолеть множество бюрократических препон, прежде чем гениальное изобретение Котельникова стало использоваться в массовом порядке.
В 1949 году деревня Сализи (под Ленинградом), где впервые проводились испытания парашюта, была переименована в Котельниково, и там установили памятник с изображением парашюта.
В России изготовлением разнообразной парашютной техники занимается предприятие «Полёт» в Иванове. А крупнейший и старейший производитель в мире парашютов создан в США в 1920 году — это компания Irvin Air Chutes. Современные парашюты очень надёжны — смертельные исходы случаются один раз на десять тысяч прыжков (и, как правило, из-за человеческого фактора, а не из-за дефектов в парашюте).
Последние четыре десятилетия парашют стал использоваться не только по прямому назначению, но и для разных видов спорта, включая и экстремальные. К последнему виду относится бейсджампинг, один из самых опасных видов развлечений. В 2012 году такой «бесшабашный» поступок совершил австрийский парашютист Феликс Баумгартнер, прыгнувший из стратосферы, с высоты 39 километров.
В мире сотни тысяч человек увлекаются парашютным спортом. Давайте пожелаем, чтобы с ними не произошло, как в том анекдоте, когда парашютисту-неудачнику пришлось изучать пособие «Как укладывать парашют. Издание второе. Исправленное». Смельчакам желаем, чтобы прыжок никогда не был последним!