И все же, откуда в жарких Филиппинах лед? История Мартинеса — это пример олимпийского духа, который не знает границ и национальностей. А началось все с торгового центра в Маниле. Девятилетний Майкл был очарован людьми, скользящими по искусственному льду С.М. Supermalls. И конечно, когда он попросил маму дать ему попробовать покататься на коньках, та не смогла отказать. Да разве откажешь любимому болезненному мальчику?
В два месяца от роду Майклу поставили диагноз бронхиальная астма. Больницы стали для него вторым домом. Лекарства, врачи. Какой спорт? Но, что удивительно, как только Майкл вышел на лед, его старые болячки потихоньку стали уходить. И мать решила, что лучше тратиться на коньки, чем на лекарства. А успехи Майкла продолжали расти. Через четыре года после начала занятий он дебютировал в Гран-При в Трнаве, Словакия, и получил золото. С этого момента он начинает тренироваться у таких мастеров, как Джон Никс, чемпион мира 1953 года, и Илья Кулик, олимпийский чемпион 1998 года.
Надо сказать, что основные расходы по тренировкам оплачивала мать спортсмена, Мария-Тереза Мартинес, которая одна воспитывает сына. Поскольку оплатить приезд именитых тренеров в Филиппины она не могла, то за свой счет переехала в Калифорнию, где сын тренировался у Никса и Кулика.
В итоге пришлось заложить дом, чтобы оплатить все расходы. Но достижения Мартинеса впечатляют. Только в сезоне 2012−2013 он взял золото в Румынии на международном соревновании Хрустальный конек, бронзу в Новогоднем кубке в Братиславе, бронзу на Филиппинском национальном чемпионате. В сентябре 2013 года на отборочном турнире Nebelhorn Trophy Майкл занял 7 место и обеспечил Филиппинам право участия в
За месяц до Олимпиады Майкл приехал в Москву, чтобы потренироваться у Виктора Кудрявцева. Именно Кудрявцев тренировал в свое время Илью Кулика и первого советского чемпиона мира в одиночном катании Сергея Волкова. Виктор Николаевич был рядом с Майклом на олимпийском выступлении.
Внимание зрителей Мартинес привлек в первый день Олимпиады, когда с флагом Филиппин представлял команду, состоящую из него одного. Последний раз до этого Филиппины участвовали в зимней Олимпиаде в 1992 году. Возможно, теперь в молах Манилы построят желобы для санок и трамплины. И, конечно, желающих встать на коньки значительно прибавится. Но пока это был лишь забавный эпизод, как команда Бермуд в бермудах и шлепках.
И вот наконец — первый день, короткая программа. Под увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского Майкл танцует самозабвенно. И небольшая помарка после прыжка не портит общего впечатления. Его кантилевер, когда тело от колен движется почти параллельно льду, вызвал овации. Не удивительно, ведь его тренер Илья Кулик тоже хорошо исполнял этот элемент. И, конечно, завершающий бильман, вращение на одной ноге, когда вторая поднята за спиной и удерживается двумя руками за конек. Не все женщины могут выполнить его чисто. А уж среди мужчин — единицы, например, молодой Евгений Плющенко. На скамейке ожидания Майкл сидит вместе с нашим ветераном спорта, Виктором Кудрявцевым. И тот по-доброму подбадривает молодого спортсмена. Эти томительные секунды перед камерами в ожидании оценок. Майкл разворачивает свою курточку надписью Philippines в сторону зрителей. Пусть правительство не дало ни доллара на поездку, пусть в его стране нет тренеров мирового уровня, но он же — филиппинец, и единственный, кто может представить свою родину на этой Олимпиаде.
Мартинес получает лучшие оценки в своей группе. И он им искренне рад.
Произвольная программа тоже оставила приятное впечатление. Напряженная музыка Малагуэна. Майкл танцевал с чувством, согласно музыке. Там, где в мелодии шел акцент, у Мартинеса был сложный элемент. Скорость, ритм, все было гармонично. Но на одном из сложных прыжков Майкл коснулся льда рукой. Как сказал потом Кудрявцев: «Силенок не хватило». Да, Майклу покорились многие элементы. Но самые сложные и трудные ему пока не по силам. Зато вращение «карандаш» в вертикальном шпагате и бильман — его визитные карточки. И в этом его пластика похожа на программу Липницкой. Кстати, и у нее основная поддержка и опора — мама. Оба эти фигуриста росли без отца, и у обоих не по-детски железный характер.
Несмотря на свою молодость, Майкл, хоть и позабыл о старых болезнях, успел травмировать коньком бедро, порвать связки на лодыжке и колене, поломать лодыжку в 2013 году, заработать воспаление колена в январе 2014 года. И несмотря на травмы, он продолжает упорно тренироваться и выступать. Кажется совершенно непонятным, зачем, при отсутствии помощи правительства и спортивных организаций, за свои деньги надрывать свой организм, испытывать колоссальные физические и психические нагрузки, чтобы стать девятнадцатым на Олимпиаде?..
Но зачем люди восходят на вершины? Зачем идут туда, где никто еще не был? Зачем преодолевают себя и возможности человеческого организма? Может, затем, что дух олимпийцев — это не выдумка, а часть нашей жизни? И пусть он не всем доступен, но благодаря ему человек стал человеком?