Развитие речи ребенка. Когда обращаться за помощью к логопеду?

Реклама

Этот вопрос волнует всех заинтересованных в правильном развитии ребенка родителей. И именно этот вопрос чаще всего задают родители при первой встрече с коррекционным педагогом. И не зря. Ведь правильная речь без нарушений — это залог гармоничного общения с окружающими людьми и прекрасная перспектива найти любимое сердцу дело.

Но есть и такие родители, которые начинают волноваться о проблемах в речи ребенка, не имея на то веских оснований, только потому, что соседский мальчик разговаривает лучше. Сегодня мы разберемся в речевых нормах и ответим на вопрос всех неравнодушных родителей.

Хочу сразу вас успокоить: для становления каждого звука существует свой возрастной период. Поэтому не бейте тревогу, если ваш ребенок в 4 года не произносит звук Р. Это связано с формированием ротового аппарата.

Речь ребенка развивается постоянно, но неравномерно. Самый серьезный и наиболее наполненный новообразованиями возрастной период в развитии речи ребенка — это возраст до 6 лет.

Первые звуки и отдельные их слияния дети произносят уже в период

Реклама
от 2 до 5 месяцев — период гуления. Начало этого периода зависит от того, как много родители общаются с ребенком.

К 5−6 месяцам ребенок начинает лепетать. Он произносит ряд однотипных слогов: «ба-ба-ба», «ма-па-па».

Чуть позже, в 7−8 месяцев, у ребенка в произнесенных лепетных словах слышится различная интонация.

Реклама

В 10 месяцев ребенок знает слова «да» и «нет». Он понимает их и произносит.

К году у ребенка появляются осознанные слова, а к 1,5−2 годам — первые фразы и предложения.

В произношении слов у ребенка до 3 лет сильно выражено смягчение звуков. Это нормальное физиологическое явление. После 3 лет оно постепенно начнет уходить. В 3 года ребенок спокойно произносит все гласные и ряд согласных в твердой и мягкой их форме: [в], [ф], [б], [п], [к], [г], [м], [н], [т].

К 4 годам ребенок правильно произносит свистящие звуки: [с], [с'], [з], [з'], [ц].

К 5 годам — шипящие: [ш], [ж], [Щ], [ч].

А после 5 лет родителям стоит обратить внимание на произношение звуков [л], [л'] и [р], [р'].

Есть дети, которые справляются с произношением сложных звуков раньше, чем в представленной норме развития речи. Но если ваш ребенок укладывается в приведенные

Реклама
возрастные нормы, то у вас нет повода для беспокойства.

Вам стоит забеспокоиться, если:

  • малыш перестал гулить, но не начал лепетать — возможно, нарушение слуха;
  • имеется патология строения ротового аппарата;
    Реклама
  • при произнесении слов повторяет слоги несколько раз, запинается на согласных звуках или слишком сильно растягивает гласные (заикается);
  • не произносит звуки своей возрастной нормы;
  • в 1 год не произносит ни одного слова;
  • после 2 лет в речи ребенка не появляются прилагательные;
  • после 3 лет не ушло из речи смягчение согласных;
  • после 3 лет в речи встречаются грубые аграмматизмы;
  • к 4 годам речь ребенка скудная и для высказываний он строит простые предложения.

Если вы хотите ускорить речевое развитие ребенка, наполняйте его речь оборотами, сравнениями, яркими выражениями. Все услышанное от вас ребенок обязательно воспроизведет. И чем ярче и выразительнее будет ваша речь, тем лучше будет речевое развитие вашего ребенка.

Реклама

Не требуйте от него сразу повторения сказанных слов, а наоборот — сами больше разговаривайте со своим малышом и мотивируйте его к самостоятельной речи. Не просите повторить за вами слово, а задавайте вопросы, на которые ребенок сможет ответить одним или двумя простыми словами. Только ваше непосредственное участие в развитии самостоятельной речи поможет ребенку овладеть этим процессом вовремя и без нарушений.

Но если ваш ребенок столкнулся с трудностями произношения, то специалисты всегда найдут причины и помогут преодолеть любые нарушения речи. Верьте в своих детей, разговаривайте с ними, и они обязательно порадуют вас своими достижениями!

Реклама