Как развивать речь ребенка с помощью морфологического ящика?

Реклама
Грандмастер

Метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц, применим во многих областях: от творчества до бизнеса. Он хорош тем, что позволяет рассмотреть максимально возможное количество вариантов решения проблемы и, проанализировав, выбрать лучший.

Перейти к предыдущей части статьи

В педагогике, особенно на ранних этапах, он важен еще и тем, что на этапе выделения признаков, их систематизации идет активное развитие мыслительных процессов. Техника расширяет границы восприятия, стимулирует творчество, критичность. Основные понятия усваиваются в игре.

Развитие речи ребенка — процесс многогранный. Метод морфологического ящика позволяет расширять словарный запас, учит структуре речи, речевому творчеству.

Метод поможет сформировать первичные языковые представления, например, о частях речи и составе предложения:

  1. Кто: мальчик, девочка, ворона, лиса, ежик…
  2. Какой: веселый, злой, добрый, шустрый, сонный…
  3. Что делает: поет, пляшет, лежит, играет, ест…
    Реклама
  4. Где (как): в лесу, на дереве, в коробке, под столом, в кафе.

Собирая предложения, получаем вариант игры «чепуха», довольно веселая игра, которая содержит реальные варианты. Привлекайте ребенка к придумыванию характеристик, это способ изучения функциональной классификации слов.

Реклама

В своей книге «Виденное наяву» драматург и сценарист Семен Лунгин рассказывает о применении метода морфологического ящика драматургом Александром Афиногеновым:

«И. В. Шток, один из руководителей арбузовского семинара конца пятидесятых годов, куда мы с Ильей Нусиновым были приглашены, рассказал о том, как работал его близкий друг — драматург Александр Афиногенов, размышляя о действующих лицах своих пьес. Он, оказывается, изобрел даже некую таблицу, наподобие таблицы умножения».

С помощью этой техники можно научить ребенка сочинять свои собственные истории и сказки.

Простой вариант сочинения сказки из нескольких предложений строится по аналогии с игрой «чепуха», а для полноценной, сложной сказки придется пройти несколько ступеней, частей.

Реклама

Вспомним этапы работы с этой техникой. Для сложной работы хорошо использовать несколько инструментов отображения. Создавая персонаж, можно пользоваться коробками с карточками, а описывая сюжетные повороты, конфликты — лучше рисовать схемы, «дерево».

Реклама

Сначала формулируем задачу: сочиняем сказку о зайчике.

Этап первый — создание главного персонажа.

  • Внешний вид: большой — маленький, белый — серый (попутно вспоминая о смене цвета шерстки). Описываем характерные черты: ушки, хвостик, глазки.
  • Характер: смелый — трусливый, сильный — слабый, добрый — злой.
  • Где живет: в домике, в норе, в поле, в лесу.
  • С кем живет: мама, папа, братишки, сестренки, бабушка, дедушка.
  • С кем дружит: ежик, белка, волк, лиса.

По уменьшенной схеме можно создать второстепенных персонажей, тех, кто дальше будет фигурировать в сказке.

Этап второй — создание сюжетной завязки или конфликта.

  • Появление неожиданного предмета: корзинка, коробка, волшебная палочка, ковер-самолет.
    Реклама
  • Взаимодействие с находкой: посмотреть, ударить по предмету, забраться внутрь.
  • Волшебство: перемещение в незнакомое место, эффект невидимки, увеличение (уменьшение) в размерах.

Этап третий — развитие сюжетной линии.

  • Преимущества, недостатки волшебства, приключения и страхи.

Этап четвертый — возвращение: прием, способ, новое волшебство; непосредственно возвращение и встреча с другими героями.

Метод многомерных матриц или морфологического ящика поможет в увлекательной, игровой форме сформировать важные представления. Он универсален и применим во многих сферах, включая детское творчество. Но главная ценность метода в том, что он развивает мышление, помогает формировать критичность, креативность.

Реклама