Инновационные методы домашних занятий с дошкольниками. Что такое морфологический ящик?

Реклама
Грандмастер

Метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц, позволяет подобрать максимальное количество вариантов для решения различных задач. Его можно назвать инновационным весьма условно.

В своем труде «Великое Искусство» монах и логик Р. Луллий (1235−1315 гг.) предложил разрешить все проблемы философии и метафизики с помощью комбинаций небольшого количества принципов. Он создал прибор, в котором вращающиеся блоки одних окружностей относительно других создавали высказывания, варьируя сочетания характеристик. У метода были как сторонники, в их числе Джордано Бруно, так и противники — Рене Декарт и Георг Гегель, которых смущала механизация мышления.

Реклама

В 30-х годах XX века астрофизик Фридрих Цвикки, применив этот метод, предсказал существование нейтронных звезд.

Метод хорош своей универсальностью, его можно применить в самых разных сферах, в том числе он интересен в обучении.

Метод морфологического ящика основан на выделении морфологических признаков (вариантов решений частей задачи) и систематизации сочетаний.

Чаще всего он оформляется таблицей, но возможны и другие варианты. Метод только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле, он достаточно прост на практике.

Шьем юбку для куклы:

  • Длина: длинная, средняя, короткая.
  • Материал: хлопок, шерсть, шелк.
  • Фасон: прямая, расклешенная, с оборкой.

Сочетание этих признаков дает огромное количество вариантов: длинная шелковая с оборкой; короткая, шерстяная, прямая

Реклама
и т. д.

Работа по этому методу включает несколько этапов:

  1. Формулирование проблемы (задачи).
  2. Поиск признаков или принципов действия.
  3. Выявление сочетаний — решений.
  4. Поиск оптимального варианта.

Как же пользоваться этим методом на домашних занятиях с дошкольниками и младшими школьниками?

Реклама

Например, нужно выучить геометрические фигуры.

Перед упражнением проводим небольшую предварительную работу, определяя признаки и записывая ответы на карточки.

  1. Количество углов: 3, 4, без углов.
  2. Количество сторон: 3, 4, нет сторон.
  3. Длина сторон: все одинаковые, все разные, две одинаковые.

Карточки раскладываются по разным коробочкам по выявленным признакам.

Для начала формулируем задачу в форме игры.

1. Нарисуй фигуру. Далее достаем по одной карточке с признаками и рисуем получившиеся фигуры, одновременно отрабатывая представления о квадрате, прямоугольнике и ромбе, узнаем, что у окружности нет сторон и углов.

2. Упражнение второе: рисуем домик для зайчика.

  • Домик: квадратный, круглый, прямоугольный, в форме ромба.
    Реклама
  • Крыша: квадратная, прямоугольная, ромб, круглая.
  • Окна и двери: квадратные, круглые, прямоугольные, ромб.

Рисуем варианты, обсуждая преимущества и недостатки форм при строительстве. Выбираем лучший.

Реклама

3. Расширяем представления об окружающем мире.

Описываем изменения погоды:

  • Температура: жарко, тепло, холодно, мороз (со старшими детьми можно ставить численные показатели).
  • Осадки: ясно, дождь, град, снег.
  • Деревья: набухшие почки, молодые листочки, зеленые листья, желтые и красные листья, голые ветки.
  • Трава: нет травы, молодая травка, бутоны и цветы, семена, пожелтевшая трава.
  • Перелетные птицы: строят гнезда, высиживают птенцов, птенцы учатся летать, улетают на юг, нет перелетных птиц.

Работу можно проводить по карточкам, которые размещаем в разные коробки.

Игра «Бывает — не бывает». Надо определить возможность сочетаний.

Игра «Опиши осень». Читаете характеристики, а ребенок выбирает «осенние».

Реклама

Но особо продуктивно можно построить занятия по развитию речи. Это и расширение словарного запаса, и формирование представления о морфологической структуре языка, и упражнения в словообразовании, и даже сочинительство сказки.

Продолжение следует…

Реклама