Как люди читают в Интернете?

Реклама
Грандмастер

Они не читают. Даже обидно как-то. Растекаешься мыслями по гипертексту, а читатель просканирует страницу по диагонали и закрывает вкладку. Ещё и показатель отказов на сайте повышает, негодяй!

Не читают люди в Интернете с 1997 года. Именно в тот год компания Nielsen Norman Group провела первое исследование по теме чтения онлайн-страниц пользователями Интернета. Тогда была открыта F-схема сканирования текста на сайтах (или F-паттерн, если совсем по-умному).

С тех пор исследования повторяли, а последнее сделали в 2017 году. F-схема по-прежнему главенствует при восприятии информации в больших текстах.

F-схема чтения

Реклама

Правда, исследователи уточняют: речь идёт о подачи информации с отсутствием структуры текста, где абзац просто идёт за абзацем. В примере выше схему «поломает» фотография, подпись к ней, а также выделенная цитата из Википедии. Соответственно, авторам следует использовать в тексте:

  1. Нумерованные и ненумерованные списки.
  2. Подзаголовки.
  3. Цитаты.
  4. Картинки с подписями.
  5. Примечания.
  6. Выделение размером и толщиной шрифта.

Такие элементы «ломают» схему сканирования, притягивая к себе внимание. Читатель перестаёт скролить, уделяет материалу больше времени и повышает ценность веб-страницы в глазах поисковых систем. Разумеется, если информация в статье представляет интерес.

Кстати, у арабов, читающих справа налево, F-схема тоже главенствует, но она отзеркалена.

Реклама

Другие схемы чтения

За 20 лет, помимо F-схемы, обнаружили ещё несколько, но они встречаются редко (кроме Z-схемы, о чём подробнее скажу в конце статьи).

«Слоёный пирог» — так читает человек, которому заголовки и подзаголовки важнее самого текста.

«Пятнистый паттерн» возникает, когда в тексте читатель ищет конкретную информацию: ссылку, цифры и числа, адрес, имя, названия.

«Разметка» — это способ чтения в основном на мобильных устройствах. Пользователь смотрит в одну точку страницы, а перемещает текст движениями пальцев (свайпами). То есть глаза в данном случае практически не двигаются, а текст сам «вползает» в зону видимости.

«Пропуск повторов» проще всего показать на примере:

Реклама

  • Люди в Интернете не читают.
  • Люди сканируют текст.
  • Люди читают подписи под картинкой.

Читатели фильтруют повторяющиеся первые слова в списках, то есть слово «люди» будет отброшено. Поэтому избегайте ставить в начале строк списка одинаковые слова.

Схема «Фиксация» — самая редкая. Она возникает, когда содержание страницы действительно интересно и актуально, а читателю действительно важно прочитать статью. «Фиксация» наблюдается так редко, что можно считать её статистической погрешностью.

Как читают блоги

В январе 2018 года Nielsen Norman Group изучила, как люди читают короткие тексты, включая посты в блогах:

  • 97% читают заголовок статьи.
  • 98% бегло прочитывают подзаголовок.
    Реклама
  • 91% прочитывает подпись к картинке.
  • 60% дочитывают до конца, при этом читают бегло.

Также подтвердилось исследование 2008 года о том, что из статьи в 500−600 слов читатель запомнит максимум треть информации, а из текста объёмом 111 слов — 50%.

Выходит, что после заголовка нужно ставить ёмкий вводный абзац, затем изображение и подпись к нему. Всё остальное читатель уже будет «сканировать», так что уложить суть публикации нужно в 60−150 слов в зависимости от общего количества слов в статье.

Реклама

Методы изучения

Здесь всё просто. Применяли программы, следящие за действиями пользователя на странице. Такой инструмент есть, например, в Яндекс.Метрике. Он называется ВебВизор, когда вы что-то покупаете в интернет-магазине или читаете статью на сайте, сервис записывает видео ваших действий.

Дополнительно Nielsen Norman Group формировали фокус-группы, куда входили люди от 18 до 60 лет. Здесь уже применялся eyetracking — метод, когда человек смотрит на экран монитора через специальное устройство или очки, которые фиксируют:

  • куда смотрят глаза;
  • на что они реагируют;
  • как долго взгляд удерживается на объекте.

Вот так из года в год компания изучала, как люди читают Интернет-ресурсы

.

В заключение полезная информация о Z-схеме. Она встречается достаточно часто, но не в просмотре текстов, а в изображениях, рекламных объявлениях или баннерах. Сначала зритель смотрит в левый верхний угол, затем в правый верхний угол, по диагонали взгляд скользит в нижний левый угол, а нижний правый угол называется «зоной выхода».

Сам по себе приём давно известен, но если есть сомнения, как расположить элементы для лучшего считывания взглядом, используйте Z-схему. А текст грамотно структурируйте, чтобы сломать F-схему.

Реклама