Математика для малышей. Когда знакомить с задачей?

Реклама
Грандмастер

Ваш ребёнок знает порядковый счёт, понимает значение числа, пришла пора первых задач. Решая задачи, важно опираться на знания состава числа. Эти знания являются фундаментом, на котором строятся все вычислительные операции, поэтому отработка состава числа является основной в математической подготовке дошкольника.

Перейти к предыдущей части статьи

В обучении малыша это именно тот случай, когда объяснённые знания надо подвести к умению, а затем довести до автоматизма (навыка). Математические задачи необходимо иллюстрировать наглядностью. Первые задачи связаны с присчитыванием по единице:

  • У Коли было 3 машинки. Папа купил ему ещё одну. Сколько стало машинок у Коли?
  • У Светы 3 яблока. Одно она отдала брату. Сколько яблок осталось у Светы?

Разбирая задачу, важно «записать» её палочками. Чуть позже познакомьте ребёнка со знаками «+» и «-», «=». Теперь вы можете выложить на столе решение задачи, заменив цифры палочками. Позже под палочками выкладываем цифры.

Реклама

Усложняем задачи. Теперь решение потребует от малыша знания состава числа:

  • У Кати 2 конфеты. Оля подарила ей ещё 3. Сколько конфет у Кати стало? Иллюстрируем наглядным материалом и обязательно обращаем внимание маленького ученика, что 2 и 3 — это 5.
  • На ветке сидело 7 птичек, 3 улетели. Сколько птичек осталось на ветке? Решаем, комментируя, что 7 — это 3 и 4.

Ещё один тип задач — на соотношение.

  • У Пети 4 кубика, а у Васи на 2 кубика больше. Сколько кубиков у Васи?

Решение подобных задач по математике требует от ребёнка хороших вычислительных навыков. Но подобный тип полезно включать в раннее решение с условием обязательной иллюстрации.

Стараемся решать задачи, занимаясь привычными делами. Пусть малыш понимает практический смысл этого действия.

Реклама

  • Сервируем стол. Нам надо поставить 5 тарелок. Мы поставили 3. Сколько тарелок надо ещё?
  • Мы купили два литра молока и один литр кефира. Сколько литров молочных продуктов мы купили?
  • Во дворе растут 4 яблони и 2 груши. Сколько деревьев растёт во дворе?
Реклама

Решайте занимательные задачи-стихи:

Пять цыпляток во дворе,
Уточек всего лишь две.
Если вместе их собрать,
Семь должно сейчас их стать.

Машинки у Дениски три,
У Пети целых пять — смотри.
Машинки все объединяем,
Всего мы восемь получаем.

Было шесть всего конфет.
Две я съел ещё в обед.
А осталось их четыре —
Все отдам сестрёнке Ире.

Девять воробьёв сидели,
Вместе «чик-чирик» все пели.
Трое улетели вдаль —
Шесть осталось их, а жаль.

Десять книжек на столе.
Папа пять забрал себе,
И осталась половина —
Пять оставил он для сына.

Детки вышли погулять.
Было их всего лишь пять:
Трое в классики скакали,
Двое с мячиком играли.

Маше будет девять лет.
Ей я подарю букет.
К четырём прибавим пять —
Девять роз мне нужно взять.

Реклама

Семь ватрушек испекли,
Нужно сделать ещё три.
Тесто верно замесили —
Вместе десять получили.

Груши две, четыре сливы
На поднос кладу красиво.
Вместе вышло ровно шесть —
Сразу этого не съесть.

На лугу коровок шесть.
Все пришли травы поесть.
Две ещё к ним подошли.
Вместе восемь все ушли.

Пирамидку соберу:
Шесть я кубиков возьму
И добавлю ещё три —
Девять будет! Посмотри!

Огурца я два сорву,
Своей маме отнесу.
На столе уже есть шесть.
Восемь будем вместе есть.

Наша кошечка вчера
Пять котяток родила:
Два кота и кошки три —
Очень милые они!

Шарики воздушные —
Вот игрушки лучшие.
Два зелёных и три красных —
Пять шаров у нас прекрасных.

Три блина я испекла,
А должна их быть гора.
Испеку ещё я семь —

Реклама

Десять хватит уже всем.

(Н. Мажирина)

* * *
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей —
Посчитай-ка всех зверей.

(Б. Заходер)
* * *

Реклама

Математические пословицы и поговорки:

ОДИН в поле не воин.
ОДИН, как красное солнышко.
ОДИН, как ясный месяц.
ОДИН, как медведь в берлоге.
ОДИН с сошкой, СЕМЕРО с ложкой.
Лучше ОДИН раз увидеть, чем СТО раз услышать.
ОДНА ласточка весны не делает.
ОДНА пчела МНОГО мёду не натаскает.
ОДНА голова — хорошо, а ДВЕ — лучше.
ОДНОМУ ехать и дорога долга.
ОДНОМУ страшно, а ораве все нипочём.
Клади по ОДНОЙ ягодке — наберёшь кузовок.
Все за ОДНОГО, ОДИН за всех, тогда в деле будет успех.

Ум — хорошо, ДВА — лучше.
ДВА сапога ПАРА.
ДВА глаза дороже алмаза.
ДВА друга — метель и вьюга.
Над лесом дождь ДВАЖДЫ идёт,
Больше ДВУХ — говорят вслух.
Старый друг лучше новых ДВУХ.
За ДВУМЯ зайцами погонишься, НИ ОДНОГО не поймаешь.

Реклама

Чтобы научиться трудолюбию, нужно ТРИ ГОДА,
Чтобы научиться лени — только ТРИ ДНЯ.
ЯКИМ-простота, ДВЕ рукавицы за поясом, а ТРЕТЬЮ ищет.

Без ЧЕТЫРЕХ углов изба не рубится.
Конь о ЧЕТЫРЕХ ногах — и тот спотыкается.

Лук СЕМЬ недугов лечит, а чеснок СЕМЬ недугов изводит.
СЕМЬ ПЯТНИЦ на НЕДЕЛЕ.
СЕМЬ раз отмерь, ОДИН раз отрежь.
СЕМЬ бед, ОДИН ответ.
ОДИН с сошкой, СЕМЕРО с ложкой.
СЕМЕРО ОДНОГО не ждут.
У СЕМИ нянек дитя без глаза.

Восьмое чудо света (необыкновенное).
Девятый вал (грозное, бурное событие).
Дело десятое (не важное).
Не трусливого десятка (храбрый).
С пятое на десятое (как попало).

Загадки:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

У него — два колеса
И седло на раме.

Реклама

Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)

У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши)

Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка)

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (12 месяцев)

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

Продолжение следует

Реклама