Перейти к предыдущей части статьи
В обучении малыша это именно тот случай, когда объяснённые знания надо подвести к умению, а затем довести до автоматизма (навыка). Математические задачи необходимо иллюстрировать наглядностью. Первые задачи связаны с присчитыванием по единице:
- У Коли было 3 машинки. Папа купил ему ещё одну. Сколько стало машинок у Коли?
- У Светы 3 яблока. Одно она отдала брату. Сколько яблок осталось у Светы?
Разбирая задачу, важно «записать» её палочками. Чуть позже познакомьте ребёнка со знаками «+» и «-», «=». Теперь вы можете выложить на столе решение задачи, заменив цифры палочками. Позже под палочками выкладываем цифры.
Усложняем задачи. Теперь решение потребует от малыша знания состава числа:
- У Кати 2 конфеты. Оля подарила ей ещё 3. Сколько конфет у Кати стало? Иллюстрируем наглядным материалом и обязательно обращаем внимание маленького ученика, что 2 и 3 — это 5.
- На ветке сидело 7 птичек, 3 улетели. Сколько птичек осталось на ветке? Решаем, комментируя, что 7 — это 3 и 4.
Ещё один тип задач — на соотношение.
- У Пети 4 кубика, а у Васи на 2 кубика больше. Сколько кубиков у Васи?
Решение подобных задач по математике требует от ребёнка хороших вычислительных навыков. Но подобный тип полезно включать в раннее решение с условием обязательной иллюстрации.
Стараемся решать задачи, занимаясь привычными делами. Пусть малыш понимает практический смысл этого действия.
- Сервируем стол. Нам надо поставить 5 тарелок. Мы поставили 3. Сколько тарелок надо ещё?
- Мы купили два литра молока и один литр кефира. Сколько литров молочных продуктов мы купили?
- Во дворе растут 4 яблони и 2 груши. Сколько деревьев растёт во дворе?
Решайте занимательные задачи-стихи:
Пять цыпляток во дворе,
Уточек всего лишь две.
Если вместе их собрать,
Семь должно сейчас их стать.
Машинки у Дениски три,
У Пети целых пять — смотри.
Машинки все объединяем,
Всего мы восемь получаем.
Было шесть всего конфет.
Две я съел ещё в обед.
А осталось их четыре —
Все отдам сестрёнке Ире.
Девять воробьёв сидели,
Вместе «чик-чирик» все пели.
Трое улетели вдаль —
Шесть осталось их, а жаль.
Десять книжек на столе.
Папа пять забрал себе,
И осталась половина —
Пять оставил он для сына.
Детки вышли погулять.
Было их всего лишь пять:
Трое в классики скакали,
Двое с мячиком играли.
Маше будет девять лет.
Ей я подарю букет.
К четырём прибавим пять —
Девять роз мне нужно взять.
Семь ватрушек испекли,
Нужно сделать ещё три.
Тесто верно замесили —
Вместе десять получили.
Груши две, четыре сливы
На поднос кладу красиво.
Вместе вышло ровно шесть —
Сразу этого не съесть.
На лугу коровок шесть.
Все пришли травы поесть.
Две ещё к ним подошли.
Вместе восемь все ушли.
Пирамидку соберу:
Шесть я кубиков возьму
И добавлю ещё три —
Девять будет! Посмотри!
Огурца я два сорву,
Своей маме отнесу.
На столе уже есть шесть.
Восемь будем вместе есть.
Наша кошечка вчера
Пять котяток родила:
Два кота и кошки три —
Очень милые они!
Шарики воздушные —
Вот игрушки лучшие.
Два зелёных и три красных —
Пять шаров у нас прекрасных.
Три блина я испекла,
А должна их быть гора.
Испеку ещё я семь —
Десять хватит уже всем.
(Н. Мажирина)
* * *
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей —
Посчитай-ка всех зверей.
(Б. Заходер)
* * *
Математические пословицы и поговорки:
ОДИН в поле не воин.
ОДИН, как красное солнышко.
ОДИН, как ясный месяц.
ОДИН, как медведь в берлоге.
ОДИН с сошкой, СЕМЕРО с ложкой.
Лучше ОДИН раз увидеть, чем СТО раз услышать.
ОДНА ласточка весны не делает.
ОДНА пчела МНОГО мёду не натаскает.
ОДНА голова — хорошо, а ДВЕ — лучше.
ОДНОМУ ехать и дорога долга.
ОДНОМУ страшно, а ораве все нипочём.
Клади по ОДНОЙ ягодке — наберёшь кузовок.
Все за ОДНОГО, ОДИН за всех, тогда в деле будет успех.
Ум — хорошо, ДВА — лучше.
ДВА сапога ПАРА.
ДВА глаза дороже алмаза.
ДВА друга — метель и вьюга.
Над лесом дождь ДВАЖДЫ идёт,
Больше ДВУХ — говорят вслух.
Старый друг лучше новых ДВУХ.
За ДВУМЯ зайцами погонишься, НИ ОДНОГО не поймаешь.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно ТРИ ГОДА,
Чтобы научиться лени — только ТРИ ДНЯ.
ЯКИМ-простота, ДВЕ рукавицы за поясом, а ТРЕТЬЮ ищет.
Без ЧЕТЫРЕХ углов изба не рубится.
Конь о ЧЕТЫРЕХ ногах — и тот спотыкается.
Лук СЕМЬ недугов лечит, а чеснок СЕМЬ недугов изводит.
СЕМЬ ПЯТНИЦ на НЕДЕЛЕ.
СЕМЬ раз отмерь, ОДИН раз отрежь.
СЕМЬ бед, ОДИН ответ.
ОДИН с сошкой, СЕМЕРО с ложкой.
СЕМЕРО ОДНОГО не ждут.
У СЕМИ нянек дитя без глаза.
Восьмое чудо света (необыкновенное).
Девятый вал (грозное, бурное событие).
Дело десятое (не важное).
Не трусливого десятка (храбрый).
С пятое на десятое (как попало).
Загадки:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
У него — два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши)
Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (12 месяцев)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)