Ребенок учится читать: что делать со всеми этими буквами? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Прежде чем приступить к обучению своего ребенка чтению, родители должны знать несколько простых, но обязательных правил.

Ребенок учится читать: что делать со всеми этими буквами? Часть 1

Правило 1. Начинать знакомство с буквами можно только при условии правильного произнесения звуков. Если ваш ребенок не научился произносить звуки «Р», «С»

Реклама
и т. д., то обучать буквенному написанию этих звуков еще рано.

Правило 2. Родители должны обладать определенными знаниями, во всяком случае, не путать понятия «буквы» и «звука», знать определение «гласных» и «согласных», их классификацию, а также, что очень важно, знать правильное название букв!

Правило 3. Знакомство с буквами не должно быть произвольным. Оно не соответствует и порядку алфавита. Буквы изучают по принципу распространенности в языке.

Правило 4. Не торопитесь показать ребенку как можно больше букв, на усвоение каждой ему требуется время.

Правило 5. Выучить буквы — не самоцель, важно научить ребенка читать, а это значит, что ваш ребенок должен читать, оперируя всего несколькими выученными буквами.

Реклама

Правило 6. На мой взгляд, самое главное. Учим ребенка только с позитивным настроем. Обучение должно приносить радость, а для этого очень важна мотивация. К моменту начала обучения ребенок должен хорошо знать, что такое мир книги и насколько он может быть интересным. Важно постоянно напоминать малышу, что когда он станет большим и научится читать, перед ним откроется волшебный мир книг. В таком посыле — два мотива: желание побыстрее погрузиться в эту сказку и, пожалуй, еще более важный, стать большим!

Реклама

Перед тем как отправиться в плавание, давайте освежим с помощью этой памятки для родителей знания, которые нам необходимы.

«Буква» и «звук» — два разных понятия! Наш мир наполнен звуками. То, что мы слышим и говорим — это звуки. Буквы появляются в нашей жизни гораздо позже, когда возникает необходимость сохранить услышанную информацию и записать устную речь, превратив ее в письменную.

Буква — это письменное обозначение звука. Каждая буква имеет свое название. Родители должны сами правильно произносить название буквы и добиваться этого от ребенка.

  • А Б В Г Д Е Ё Ж
    а бэ вэ гэ дэ [й`э] [й`о] жэ
  • З И Й К Л М Н О
    зэ и ий (и краткое) ка эль эм эн о
  • П Р С Т У Ф Х Ц Ч
    пэ эр эс тэ у эф ха цэ че
    Реклама
  • Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • ша ща твёрдый знак ы мягкий знак э [й`у] [й`а]

Звуки и буквы делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные звуки произносятся только голосом, они не встречают преград в речевом аппарате, именно отсюда такое название. Гласные звуки легко поются.

Шесть гласных звуков — [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И] - обозначаются десятью буквами: «А», «О», «У», «Э», «Ы», «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я» (в алфавите окрашены в красный цвет).

А, О, У, Ы, Э, И — название этих букв совпадает с их произношением.

Я, Ё, Ю, Е — весьма «хитрые» буквы. В зависимости от их расположения они могут давать один звук, но смягчать предыдущий согласный или два звука, если, например, стоят в начале слова.

Реклама

Вслушайтесь: ЯБЛОКО — буква «Я» дает два звука — «Й» и «А». А вот в слове ОЛЯ эта буква звучит как «А», но смягчает согласный «Л». ЮЛА — «Ю» — два звука «Й», «У». А в слове ЛЮСТРА — звук «у», но смягчение «Л».

Согласные. При произнесении согласных звуков на пути воздуха всегда встречаются преграды, именно поэтому мы слышим шум. В произнесении согласных звуков не всегда принимает участие голос.

Согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных присутствует голос, глухих — нет. Для того чтобы определить, глухой или звонкий согласный мы произносим, достаточно приложить ладонь к горлу. При произнесении звонкого согласного мы почувствуем вибрацию, глухого — нет.

Реклама

  • Звонкие согласные: Л, М, Н, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З.
  • Глухие согласные: Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С.

Существуют парные и непарные глухие и звонкие согласные.

  • Парные согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
  • Непарные звонкие: Л, М, Н, Р, Й.
  • Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

Согласные отличаются по мягкости и твердости. Сравните звучание «л» в словах «лук» и «люк». В первом случае согласный звук — твердый, во втором — мягкий. Есть согласные, которые не меняют своей твердости вне зависимости от сочетания с гласным звуком.

  • Всегда твердые: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие: Ч, Щ, Й.

Цветовое обозначение букв и звуков. Общеприняты цветовые обозначения: гласных — красным цветом, согласных твердых — синим, мягких — зеленым.

Реклама

В русском алфавите есть две буквы, которые не дают звуков: Ь, Ъ.

С буквами и звуками мы с вами разобрались. Но прежде чем начать обучение чтению, надо вспомнить еще несколько понятий.

Реклама

Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. В конце каждого предложения ставятся определенные знаки препинания: «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак», «многоточие».

Предложения состоят из слов. Слова, в свою очередь, из слогов. Количество слогов в каждом слове соответствует количеству гласных.

Структуру речи, ее звуковое наполнение изучает наука фонетика. Умение анализировать звуковой строй, вычленять основные компоненты речи надо развивать у ребенка еще в добуквенном периоде.

Понятие «предложение» вводится при работе над картинками. Ребенку предлагают определить окончание предложения, обозначив его хлопаньем в ладошки, топаньем, прыжками. Вначале это должны быть совсем небольшие тексты из 2−3 предложений.

Реклама

Аналогичным образом строится работа по вычленению слов из предложений. Малыш хлопками соотносит количество слов. Если ребенок уже освоил порядковый счет, то можно предложить ему посчитать.

При работе со звуковыми составляющими хорошо использовать дидактический материал. Это могут быть вырезанные из картона квадратики или кубики. Предложите малышу положить столько кубиков, сколько слов в предложении. Потом воспроизведите предложение по словам, касаясь каждого кубика. Такое упражнение — первая попытка обозначить символами устную речь.

Реклама

Когда ребенок хорошо ориентируется в понятиях «слово» и «предложение», начинаем работу над слогами. Помните, что количество слогов соответствует количеству гласных. Здесь опять можно вспомнить хлопанье в ладоши, игру с барабаном. Постарайтесь при барабанном аккомпанировании ударный слог выделять сильнее. Это надо делать и при произнесении слов.

Позже можно попробовать поиграть с ребенком в игру «Какой слог сильнее», определив хлопками «сильный» — ударный — слог.

Ребенок должен научиться не только анализировать (делить на составные части) устную речь, но и синтезировать (составлять целое из частей). Для выполнения этой задачи можно играть в игру «Угадай слово». Взрослый произносит какое-либо слово отрывистыми звуками (б, у, к, в, а). Ребенок должен угадать это слово.

Работу над звуковым анализом речи необходимо продолжить и во время изучения букв.

Продолжение следует

Реклама