Как оказалось, в старших классах можно выбрать так называемые Advanced Placement Courses — это предметы с углубленным изучением материала. При успешном прохождении и сдаче таких предметов выпускник получает не только оценку в аттестат о среднем образовании, но и право зачесть этот предмет как уже пройденный за первый курс университета или колледжа, при условии, что он включен в программу обучения по выбранной специальности в этом учреждении. Правда, не все школы предоставляют обучение на таком серьезном уровне, но желающие всегда могут поискать интересующие их предметы с «двойным прицелом» в онлайн-школах, чтобы пройти их на дому.
Кроме того, самый главный выбор, который должны сделать канадские школьники как минимум за пару лет до получения школьного аттестата — выбрать то, чем они будут заниматься после школы, ведь от этого и зависит перечень школьных предметов в последние годы обучения.
— Ура! — галопировала моя дочь от радости. — Мне больше не надо будет учить эту физику…
На самом деле, если старшекласснику не нужны физика или история для поступления в университет по выбранной специальности, то про них можно и забыть, бросив все усилия на профильные предметы. Например, для их углубленного изучения, как написано выше.
Существуют, конечно, предметы, обязательные для прохождения всеми учениками (английский, математика, физкультура), но чем ближе к окончанию школы, тем короче их список. Например, в 11-м классе обязательных предметов четыре, а в 12-м — только один.
Школа помогает ученикам с выбором будущей профессии. Например, старшеклассников регулярно снимают с уроков для встреч в актовом зале с представителями разных профессий или презентаций, устраиваемых университетами и колледжами. На специальных уроках под названием «планирование» детей учат, на что обращать внимание при изучении сайта интересующего их вуза, грамотно составлять портфолио для подачи документов как в учебные заведения, так и для устройства на работу, и даже как вести себя на собеседовании.
Презентации презентациями, но, как известно, любой человек на любом этапе своей жизни может понять или, что еще хуже, признаться самому себе, что в свое время ошибся с выбором профессии. Что там говорить о подростках, которым чисто в силу возраста трудно разобраться, чего они хотят?
Что же делать бедному канадскому старшекласснику, если он вдруг передумает и решит поменять выбранное ранее направление обучения? Если этот перелом произойдет где-нибудь в первом полугодии 11-го класса, то при определенных усилиях и везении можно успеть перестроить индивидуальное расписание так, чтобы включить в него новые профильные предметы. А если это произойдет в середине 12-го класса или вообще после окончания школы?
Самый верный способ подстраховаться от таких ошибок — это с самого начала включить в свое расписание максимально возможное количество предметов «с наибольшей вероятностью будущей востребованности», отодвинув необходимость выбора самой профессии до того времени, когда придет пора выбирать вуз, тем более что многие из них требуют от абитуриентов указывать в заявлениях на прием по две специальности. Но этот способ означает, что придется напрягаться с учебой, а это особенно обидно, когда видишь, что одноклассники выбрали себе только по 2−3 серьезных предмета, а на остальных уроках ходят на кулинарию, фотографию или другие «fun"-предметы, как их здесь называют. Но ведь учится как-то половина детей в мире, а скорее всего — большинство, без возможности выбора предметов в школе, изучая все подряд.
Другой способ добрать нужные предметы как постфактум — это пройти их уже после окончания средней школы на онлайн-ресурсах. Только кроме задержки в цепочке обучения здесь появляется еще одно неприятное «но» — обучение для взрослых учеников во многих, если не во всех канадских онлайн-школах, не бесплатное. Я видела на сайте одной из школ, что стоимость обучения за один предмет составляет 500 канадских долларов. Это, похоже, еще один мотив научиться принимать правильные решения как можно раньше.
Вы, наверное, уже устали ждать, когда я приступлю к тому самому «недоумению», о котором указала в шапке статьи? Приступаю.
Из разговора с завучем школы я узнала, что при всей проводимой разъяснительно-профилактической работе среди учеников о необходимости своевременного выбора правильных предметов все-таки время от времени случается, что 12-классники выбирают для себя предмет за 12-й класс… без его прохождения в 11-м классе. Если бы мне об этом сообщила дочь, то я бы не поверила. Здесь, конечно же, речь идет не о тех предметах, которые начинаются только в 12-м классе. Правда, для того, чтобы такой прыжок ученика через препятствия был утвержден, нужно получить предварительное разрешение от завуча и согласие родителей. При низкой успеваемости ученика по другим предметам речи о положительном вердикте быть не может.
Более того, редко, но случается, что ученики берут один и тот же предмет за 11-й и 12-й классы… одновременно. То есть первым уроком в расписании стоит химия за 11-й класс, а вторым — химия за 12-й, или наоборот. В случае с биологией такой компот, кстати, не проблема, потому что по программе 12-го класса изучается биология клетки, которая не требует особых знаний по тем разделам биологии, которые проходят на год раньше. Но если речь идет о таких предметах, как химия или физика, ученики, как сказала бы моя дочь, «попадают». Я была так ошеломлена этой информацией, что, к сожалению, не поинтересовалась у завуча об успеваемости таких «химиков» в процессе обучения.
Вот так и получается, что наличие большого выбора иногда может создать проблему, которой не было бы, если бы не было самого выбора.
«Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету», — писал Харуки Мураками. Все правильно. Только в дополнение к этому нужно еще научиться отличать истинную любовь от временного увлечения, причем делать это — вовремя.