Среднее образование в Канаде - не слишком ли большой выбор? Часть 1

Реклама
Профессионал

В апреле 2013 года мы с дочерью переехали в Канаду. Как и у любой матери, мои самые большие переживания были связаны с тем, насколько быстро и успешно моя дочь сможет адаптироваться в чужой стране, и прежде всего — в новой школе.

Прошло почти полгода, и на днях я прочитала в ШколеЖизни.ру статью Виктории Сеймур о современном

Реклама
школьном образовании, о заинтересованности детей в учебе, о нагрузке и успеваемости и подумала, что, наверное, многим было бы интересно узнать о школьных практиках других стран. Поэтому предлагаю ознакомиться с теми требованиями и возможностями, с которыми столкнулась моя дочь в канадской школе.

Со слов прежних одноклассников дочери, еще раньше разъехавшихся по частным школам Америки и Европы, мы все знали еще до переезда, что школьная программа за границей зачастую гораздо менее загруженная, чем у нас (правда, этого нельзя утверждать о школах Восточной Азии). «Наши троечники там учатся на отлично», — заверяла меня дочь.

Действительно ли там учиться легче? Значит ли это, что требования к школьникам в канадских школах не такие высокие, как у нас?

Реклама

Вот самые основные правила и требования к последним трем годам обучения в одной из средних школ в провинции Британская Колумбия. Кстати, эти требования в разных провинциях Канады различаются так же, как и учебники, поэтому такого понятия, как ЕГЭ, в стране не существует. Даже внутри одной провинции некоторые требования школ могут отличаться.

Длительность

Полный курс среднего образования в канадских школах (начальной и средней) занимает 12 лет. Учебный год в Канаде длится с сентября до середины июня и разбит на два семестра. Принципиально важными являются три последних года, с 10-го по 12-й классы, поскольку оценки в аттестат заносятся именно за весь этот период.

Реклама

Каникулы бывают зимними, весенними и летними. Осенних каникул нет, но зато один день каждого месяца выделен в качестве так называемого «дня профессионального развития», свободного от занятий в школе.

Количество учебных дней в неделе — пять. Уроки начинаются в 9 утра и длятся по 1 часу и 15 минут. Перемены по 10 минут плюс 45-минутный перерыв на обед. Самый последний урок (четвертый) заканчивается в 15.05. После этого каждый учитель остается в своем кабинете еще на 15 минут на тот случай, если ученики придут на консультацию.

Принцип оценивания

Давно известно, что натянутая четверка, подаренная троечнику, далеко не равносильна четверке, полученной отличником из-за одной единственной ошибки. С этой точки зрения, на мой взгляд, система оценок в канадской школе более гибкая и справедливая.

Реклама

Главным мерилом успеваемости является процентное соотношение правильных и полных ответов в общем объеме заданий. Наивысшая оценка «А» присваевается при наборе 86−100% правильных ответов, самая низкая («F» — Failure — провал) — при 49% и меньше. В документах, подтверждающих заработанную оценку, процентовка указана обязательно, что и позволяет судить о «качестве» оценки.

Если ученик не доволен итоговой оценкой по какому-нибудь предмету, он может пройти его заново в следующем семестре или же просто пересдать финальный экзамен. Количество пересдач не ограничено, в аттестат заносится самая высокая оценка из всех попыток. При этом факт наличия пересдач в аттестате не отражается.

Реклама

Распределение учеников по классам

Ученики объединены в классы (grades) по году обучения, но без дальнейшего разделения на «А», «B», «C» и т. д. Процесса, при котором все ученики, скажем, 10-го класса в одном и том же составе переходят из одного кабинета в другой для проведения одних и тех же уроков, тоже не существует, потому что расписание у детей индивидуальное. Как и у нас, у каждого класса есть закрепленные за ними учитель и кабинет. Классный руководитель, конечно же, практически не видит свой собственный класс одновременно на одном уроке, поэтому все классные сборища устраиваются во внеурочное время.

Индивидуальное расписание

Вот и добрались до самого интересного — индивидуального расписания уроков. В конце учебного года каждый ученик подает свои «пожелания» по поводу предметов на следующий год. В отношении обязательных предметов (то есть хочешь не хочешь, но выбрать придется) в расписании можно хотя бы отрегулировать, будет этот предмет в первом семестре или во втором.

Реклама

Минимальное количество дисциплин при условии их успешной сдачи — 20, но не все ученики останавливаются на этом. Благодаря тому, что большинство предметов рассчитано на прохождение в течении одного семестра, расписание можно составить так, чтобы закончить учебный год с опережением по программе. Например, десятиклассник при желании может пройти математику за 10-й класс в первом семестре, а за 11-й класс — во втором, вместе с одиннадцатиклассниками. Такое перевыполнение плана позволит ему расслабиться и иметь в расписании «окна» в последние год-два.

Конечно же, гибкость при составлении индивидуального расписания имеет свои пределы. Во-первых, количество мест в классных кабинетах ограничено (не более 30). Во-вторых, могут быть накладки, когда два предмета, выбранные учеником в одном семестре, оказываются поставленными на одно и то же время. В этом случае один из предметов переносится на следующий семестр, заменяется другим предметом, или берется для обучения на дому (об этом попозже, во второй части). Для возможности внесения изменений в расписание отводится первая неделя нового учебного года. За это время ученики могут посетить один или два урока по всем выбранным предметам, после чего подтвердить или изменить свой выбор.

Реклама

Представляете, сколько головной боли создают индивидуальные расписания для администрации школы в Канаде? Полагаю, что немало, но, раз эта практика прижилась в канадских школах, значит, она того стоит. А сколько головной боли у учеников, которым нужно сделать правильный выбор предметов и не прогадать… О выборе читайте во второй части.

Ну, а что касается ответа на вопрос, легче ли учиться в канадской школе, чем у нас, то, на мой взгляд, все зависит от того же индивидуального расписания. Чем больше «серьезных» предметов выберет ребенок, тем сложнее ему будет учиться. Поэтому легко живется тем, кто выбирает легкий путь, совсем другое дело, есть ли этот выбор?

Реклама