Хочется привести здесь иллюстрацию из собственной жизни.
Однажды в гостях с ночёвкой остались два племянника. Младший учился тогда в 1-м классе, старший — в 8-м. Вечером мы допоздна провозились на кухне — готовили тесто для выпечки хлеба, шутили и как никогда раньше расположились друг к другу. Перед сном, под такой доверительный и тёплый настрой, мы разговорились и младший вдруг предложил рассказать, у кого что самое интересное происходило в жизни. После наших историй он рассказал следующее.
— А у меня раньше так бывало, что я думаю: «Откуда всё взялось, откуда вот этот листок взялся, откуда вообще всё?» Думаю и чуть не плачу, потому что нет ответа.
Эти два предложения были произнесены так эмоционально, почти с надрывом в голосе, словно он вновь пережил то состояние. Позже он говорил, что этот вопрос иногда возникал у него снова и с теми же переживаниями. А потом он стал думать о другом.
Чтобы успешно общаться и наладить отношения с детьми — чужими или своими, в детском саду, школе или дома, — очень важно понимать и чувствовать их мир, проникнуться тем, чем они живут. А для этого нужно задавать вопросы — им, и даже в большей мере самому себе (спрашивать себя, какой вопрос ребёнку задать, как он его воспримет и что я хочу этим вопросом получить). Очень точные наблюдения по поводу внутреннего мира детей приводит психолог Людмила Петрановская в заметке из жж «Записки Думающей Мамы — как думают дети», которая так и называется «Очень точные наблюдения».
А я для иллюстрации приведу ещё один случай из собственной жизни.
В гости зашли знакомые с 6-летним сыном. До этого мы виделись с ним пару раз и не особенно хорошо были знакомы. Пока взрослые разговаривали на кухне, он зашёл ко мне в комнату, где я работал за компьютером, и сел на диван. Мне было неловко оставлять его без внимания, и мы начали говорить. Он рассказал, что приходится рано вставать в садик, а он иногда не высыпается ночью. В этот момент мне стало интересно, что же он делает, пока не может заснуть, наверняка думает о чём-то (как я сам знаю по себе и по примеру других взрослых). И я спрашиваю:
— Ты ведь не просто лежишь, думаешь о чём-то, наверное?
— Да.
— О чём думаешь?
— Игры придумываю.
— Игры? Какие, для чего?
— Ну, про трансформеров, чтобы с ребятами в садике потом играть.
Я впервые тогда полноценно осознал прочитанный ранее афоризм: «Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело».
Я понял, что для них, для детей, игры — это та же общественная жизнь взрослых, им тоже хочется себя как-то проявить, заинтересовать других, придумать что-то своё и хочется, чтобы их идею приняли. Просто сфера их интересов складывается зачастую стихийно, под влиянием увиденного и услышанного по телевизору, в кино, вокруг себя.
На вопросы детей к нам, взрослым, друг к другу и, что ещё важней, к самим себе, влияет всё — и наши же вопросы, и мелочи, которым мы вообще внимание не придаём. А ведь они важны. Ребёнок, начиная размышлять, ответ искать, фактически приводит мысль в движение и продолжает ускорять её. Когда с вопросом связаны переживания какие-то ещё, тогда и чувства к поиску ответа подключаются, и мысль ещё сильнее ускоряется.
Поэтому особое внимание уделять необходимо не просто собственным вопросам, но и таким моментам — поискам ответов, чтобы детей не отвлекать и не мешать им размышлять, всё больше разгоняя свою мысль и привлекая чувства ей на помощь.