Если рассматривать минимальное количество дисциплин, необходимых для изучения в 10−12 классах той школы, в которую попала моя дочь, то 13 из 20 предметов — обязательные, соответственно остальные 7 — на выбор. Желающие могут выбрать и больше.
Итак, как мы и ожидали, есть выбор между гуманитарными и точными дисциплинами — с этим все понятно. Выяснилось, что некоторые из предметов предусматривают еще и «внутреннюю» выборность: например, по степени сложности.
Так, математика подразделяется на два уровня — базовый (Foundations) и углубленный (Pre-calculus). Кстати, здесь она не разбивается на отдельные уроки по алгебре и геометрии. Базовый уровень обычно выбирают ученики с гуманитарными наклонностями, более углубленный — будущие «технари». Если в 10−11-х классах математика является обязательным предметом, то в 12-м классе она переходит в категорию выборных, а также дополняется еще одним, третьим уровнем сложности — введением в математический анализ (Сalculus).
Другим примером возможности выбора внутри одной и той же дисциплины является физкультура. Ученики, которые предпочитают спортивные занятия в помещении, ходят на уроки физкультуры в основном в спортзал. Те, кто любят проводить больше времени на свежем воздухе, выбирают другую группу — «уличную». В этом случае они всегда занимаются вне стен школы, независимо от погоды, в снег и дождь. Надо заметить, что дожди здесь идут часто. Для «уличной» программы по физкультуре предусмотрены бег, лыжи, скалолазание
Еще немного о физкультуре. Этот предмет является обязательным только до 10-го класса. В случае если с 11-го класса ученик решил больше не посещать уроки физкультуры, то перед окончанием школы он должен предоставить документ, подтверждающий, что за последние два года он потратил как минимум 80 часов на занятия в спортивных секциях или танцевальных группах за пределами школы.
Предметов на выбор достаточно много. Среди них есть как традиционные предметы для школы (физика, биология, история
Обучение на дому
Из-за того, что моя дочь начала ходить в 10-й класс канадской школы только с апреля месяца, то есть со второй половины второго семестра, у нее оказалось полно хвостов за прошедший год. Тем не менее, с этой осени ее зачислили как ученицу 11-го класса — с условием, что она попробует за оставшиеся два года одолеть школьную программу трех классов (с 10-го по 12-й).
Казалось бы, как это возможно? Ах да, ведь есть индивидуальное расписание. Но, как оказалось, возможность уместить все необходимые предметы в нужный промежуток времени становится реальной и благодаря обучению на дому (по Интернету).
Для обучения на дому нужно зарегистрироваться в какой-нибудь из онлайн-школ, которых в Канаде великое множество. Так, этим летом моя дочь прошла курс онлайн-математики за 10-й класс, и ей это очень понравилось. Половина материала ей была уже знакома, а другая половина оказалась в новинку. Но самое главное — она сказала: «Я вдруг начала понимать, для чего нужны все эти формулы, как их можно применять в жизни».
Во время занятий учебник дочери не понадобился, весь материал был преподнесен в виде презентаций со звуковым сопровождением, которые можно было повторять для просмотра столько раз, сколько нужно. Учитель из онлайн-школы проводил консультации как в школе, так и по скайпу или по электронной почте. Дочь регулярно сдавала домашние задания и тесты, учитель проверял, оценивал, а потом помогал с работой над ошибками. После успешного окончания курса она решила зарегистрироваться еще на два предмета.
Как правило, учебу на дому выбирают ученики, которые вынуждены пропускать много занятий из-за болезни, спорта или других очень важных дел, как это сделал, например, Джастин Бибер. Есть и такие, кто просто предпочитает изолированное обучение. Также в онлайн-школы обращаются те, кто в основной школе уже прошел определенный предмет, но не доволен итоговой оценкой и хочет ее улучшить путем повторения материала. Немало там и взрослых учеников, которые по разным причинам не закончили школу в свое время и теперь наверстывают упущенное.
Как рассказал на днях завуч основной школы моей дочери, к ним регулярно приезжают ученики из Германии по программе обмена. Один из них уже после завершения года обучения признался: «Я сначала думал, что выбор предметов — это здорово. Но теперь мне кажется, что в вашей школе этого выбора слишком много».
Наверное, этот мальчик имел в виду то, что можно ошибиться, выбрать не те предметы, а потом пожалеть. Если так, то я с ним согласна, но не до конца. Действительно, любому человеку нелегко понять и решить, чем же он хочет заниматься в жизни, тем более если это надо сделать за два-три года до окончания школы. Но с другой стороны, ведь вся наша жизнь — это большой и сложный выбор, и необходимость продумывания своих действий на несколько лет вперед, возникающая уже в школе, — это своего рода тренировка и подготовка к другим жизненным ситуациям, где принимать решения будет еще труднее.
Ну, а что касается моей дочери, то она в полном восторге от своей новой школьной программы, особенно от ежедневных уроков по актерскому мастерству. Трудно сказать, изменится ли ее мнение к концу года, как у того ученика из Германии. Но мне кажется, гораздо важнее то, что она каждый день идет в школу и обратно домой в приподнятом настроении. Поэтому любые сомнения, которые еще иногда вдруг закрадываются в мою голову, тут же отступают.