Процесс этот только поначалу кажется трудным, просто он необычен. А на самом деле, намного проще того, что практикуется в школе.
Начнем, но немного с другого. Посмотрим на какой-нибудь предмет.
Ну, смотрим, смотрим… и что видим? Наш предмет и видим. Причем, заметьте, сразу, целиком. Не ручки и хвостики, или еще что-то мелкочастное, а всего, голубчика, целиком. Вот так же, в целостности и сохранности, как мы видим окружающие предметы, можно научиться видеть и слова. И читать их.
Никто не ставит задачу сразу научить читать, то есть видеть и читать слова типа УТКА или СЕЛЕЗЕНЬ.
Начнем с того, что близко 2−3-хлетнему карапузу: АУ и УА. Два лепетных слова, но все же слова, а не слога.
Пишем их аккуратно на карточках, одинаковых по размеру и цвету.
На одной карточке — А У. На другой, соответственно, У А .
Пальчиком левой руки, сначала средним, потом указательным, по очереди касаемся букв — А и У. Получается как на пианино. И звук тоже необходим. Пальчик на букву А ставим и одновременно поем вместе с ребенком: ААААААААА.
Следующий пальчик — на букву У, и поем опять дуэтом: УУУУУУУУУУУ. Стараемся между этими действиями не делать пауз.
Вот и пропели первое, прочитанное речитативом, слово.
ААААААААААААУУУУУУУУУУУУ. Закрепляя результат, читаем быстрее: ААУУ. Потом малыш солирует еще быстрее — АУ.
Да! Не забывайте переставлять пальчики вашего вундеркинда в процессе чтения. Сходство с игрой на пианино полное. Пальчик нажал на букву, она зазвучала. Без пауз между звуками.
Как вы догадались, так же читаем и второе слово — УА.
Освоив эту нехитрую операцию, можно приступать к прочтению не менее важных слов: ХА, АХ, АМ, МА.
Вот теперь можно переходить к высшему пилотажу. Читаем слова, которые состоят из трех букв и очень похожи внешне. Например, МАК / МАЛ / МОЛ / МЫЛ / МЫС / СОК / СОН / СЫН
С новыми буквами, которые появляются в словах, знакомим здесь же, и ребенок их запоминает. Легко.
Каждое слово пишем на отдельную карточку, одного размера и одинакового цвета. Читаем так же, как и первые слова — переставляем пальчики и одновременно пропеваем слова.
Теперь начинаем с безымянного пальчика и до указательного. Прочли первое слово, отложили карточку. Прочли второе… Потом положили обе карточки рядом и хитренько так спрашиваем: «А что написано здесь? А здесь?»
Если малыш не прочитал слово, то повторяем чтение снова. Пальчиками по буквам и слитно без пауз, почти нараспев малыш читает сам. Постепенно начинаем подкладывать еще прочитанные слова. Показываем пальцем на карточку и задаем тот же вопрос: «А что здесь написано?»
Можно разнообразить «допрос». Покажи слово — и называете любое слово, написанное на карточке.
Со временем полезное упражнение превращается в игру.
Проработав слова, состоящие из трех, потом четырех и пяти букв, ребенок начинает использовать этот прием во всех словах, увеличивая свой словарный запас.
Вот и все. Процесс обучения чтению пошел. У ребенка пропал психологический барьер и страх перед большим количеством букв. Он развил зоркость и теперь легко узнает слова, близкие по составу, но отличающиеся одной буквой. А потом не только одной буквой, а и всеми сразу. Важно то, что ваш малыш не боится читать!
Дайте книгу ему в руки!