Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас?

Реклама
Грандмастер

Довольно часто преградой для понимания текста становится скудный словарный запас на фоне плохо сформированных представлений об окружающем мире. Современный ребенок, для которого действительность часто формируется в виртуальной реальности, хорошо владеет новоязом, но совершенно пасует перед базовыми понятиями.

Добавьте к этому наукоемкие термины учебников, вынуждающих детей с первого класса погружаться в мир незнакомых слов, отвлекая от понимания материала. Добавьте дефицит звучания классического языка, а позже и слабую начитанность.

Нормы объема словарного запаса определяются по возрастам.

  • В 2 года он должен составлять 200−400 слов, а к 6 годам увеличиваться до 4000 слов.
  • Лексический запас взрослого человека в среднем показателе определяется 100 000.

Слова — это кодировка понятий, и работая над увеличением лексического багажа, надо помнить, что понятия первичны и неразрывно связаны с их словесным отображением. А это значит, что в основе — формирование представлений об окружающем мире, которое включает не только сами предметы, но и их характеристики и формы различного взаимодействия.

Реклама

  • Иными словами, важно наполнять речь ребенка не только существительными, но и глаголами, определениями, наречиями, опираясь на практику.

Основу словарной базы ребенок получает из общения со взрослыми, поэтому с самых первых дней малыш должен слышать правильные звуки речи. Чтение детских книг, просмотр фильмов, рассматривание картинок, наблюдение на прогулках — все это должно стать инструментом для формирования речи и речевого слуха. Задавайте вопросы на понимание увиденного и услышанного, мотивируйте на пересказы, стимулируйте творческие задания.

Реклама

Каких показателей надо достичь к моменту поступления в школу?

Общие знания предметов (существительные):

  • времена года, месяцы, дни недели;
  • название страны, города, улицы, знание адреса проживания;
  • название природных и географических объектов (горы, леса, реки, озера, города, села и т. д.);
  • виды транспорта;
  • виды растений;
  • виды животных (домашние и дикие);
  • части тела человека;
  • бытовые предметы (мебель, техника, одежда, посуда и т. д.);
  • овощи и фрукты.

Формирование глагольного словаря.

Ответы на вопросы «Что делает (ют)?»:

— Миша что делает?
— Дерево что делает?

Как разговаривают:

  • кошка;
  • корова;
  • ворона.

Словарь признаков (прилагательных):

  • Шарф какой?
  • Небо какое?
  • Кот какой?

Образование прилагательных от существительных:

Реклама

  • Игрушка из пластмассы — …
  • Пюре из картофеля — …

Работа с синонимами, антонимами

Назови похожее слово:

  • Высокий — длинный, большой.

Назови слово с противоположным смыслом:

  • Горячее — холодное.

Эти простые упражнения хорошо проводить в игре, например, с использованием мяча, или шагая и называя слова с каждым новым шагом.

Реклама

Пересказ. Еще до школы ребенок должен уметь пересказывать небольшой текст, объемом до 10−12 предложений. Начинать надо с небольших текстов, опираясь на картинки. Прекрасно подойдут иллюстрации к сказкам.

После прочтения вернитесь к рассматриванию картинок и повторению текста, используя их в качестве шпаргалок. Подсказывайте ребенку, задавая наводящие вопросы. Попробуйте пересказать сказку бабушке, игрушке, пользуясь картинками.

Оценивайте пересказ по параметрам:

  • правильность построения предложений;
  • полнота и логичность сюжета;
  • название текста.

Составление рассказа. Рассказы-описания составляются с опорой на картинку или предмет. Ребенок отвечает на вопросы, позже повторяет полученный рассказ.

Подобные методы могут помочь увеличить словарный запас и детей старшего возраста, разумеется, понятия должны соответствовать возрасту.

Анализируйте тексты, с которыми работает ребенок, составляйте словари непонятных слов, объясняя их значение.

Лексический запас — признак образованности человека. Пополняйте его активно, встраивая новые слова и понятия в речь.

Реклама