Да, речь нам приятна, когда она четко проговаривается и у нее красивые модуляции. До чего же тяжело слушать словесный водопад, в котором слушатель рискует захлебнуться, или, наоборот, тягуче-медленную «жвачку», от которой в сон тянет. И останетесь вы непризнанным гением. А причина-то в неправильной речи.
Что же делать-то? Переходить на альтернативные виды общения? Например, танцевать, как павлин, бить в барабаны, писать плакаты или, наконец, на компьютере стучать дятлом… Но устная речь и письменная, как говорят в Одессе, — две большие разницы.
А может, попробовать помочь самому себе и научиться говорить красиво, говорить, как Цицерон? Для начала попробуйте посмотреть на себя со стороны. Видеосъемка вашего выступления даст возможность понаблюдать за своей мимикой, жестами, дыханием, особенно вдохом, интонацией.
Пока вас не должно интересовать, что вы говорите, а только обращаете внимание на то, как вы все это говорите. Смотрите, как посторонний, на оратора и подмечаете с пристрастием, насколько напряжены плечи, лоб, губы, шея. Нравится?
А теперь напрягите память и вспомните, как говорят настоящие, профессиональные дикторы или артисты. Похоже?
Скорее всего, нет. Ну, не отчаивайтесь. Вы тоже можете говорить четко, без напряжения, незаметно делая вдох и не захлебываясь на самом интересном месте. Одним словом, с удовольствием.
Для начала займитесь речевым дыханием.
Вдох — только животом. Коварные плечи так и норовят влезть вперед живота и подняться. Не позволяйте! Животик вы представляете в виде мягкого, расширяющегося на вдохе мячика. И неважно, какого он у вас на самом деле размера. Ощущения должны быть такими.
Вдох должен занимать 3 секунды. Удобно про себя считать — раз, два, три, четыре, пять. Чуть задержали без напряжения вдох и… выдох пошел, с оседанием на круглый животик. Ни в коем случае живот не втягивать! Как бы вам этого ни хотелось. Придется потренироваться.
Все не так просто, но, уверяю вас, возможно. По-другому можно этот процесс представить себе так.
- Вдох — медленно втягиваем воздух, наполняя его тонким ароматом, например, розы. Без сопения и пыхтения… Наслаждаемся.
- Выдох — с огромным облегчением узнаем, что не надо прямо сейчас прыгать с 16 этажа на парашюте. И мы с этим чувством оседаем, мягко и нежно на живот, снимая напряжение с плеч. Такая ноша свалилась!
После довольно недолгой тренировки вы научитесь чувствовать свое тело и радостно заметите, что стали стройней и уверенней.
Это еще не все. Мы же речью занимаемся.
На выдохе вам придется включить звук МММММ. Гудеть, а не мычать, гудеть, как труба большого парохода, низким звуком ммммм. Спокойно, не раскрывая рта, так, чтобы ваш голос заполнял каждую клеточку вашего тела. Кайф!
Впоследствии вы замените звук ммм на любые слова. Например, «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ». В этой фразе много нашего гудящего звука ммммм.
А теперь немного отвлечемся от говорения и задумаемся: какие звуки в устной речи важнее — гласные или согласные ?
Конечно, гласные. Их можно голосить песенкой, они журчат, не прерываясь, и на них-то легче всего расслабляться и снимать накапливаемое во время речи напряжение.
Говорим и расслабляемся. Говорим и… успокаиваемся. Это ли не мечта?
А расслабляться мы уже умеем — во время выдоха оседать на животик, снимая напряжение с мышц спины и плеч. Голос плывет, течет и наполняется вашими умнейшими мысле-перлами. Желательно не плескаться и не выпрыгивать из потока речи.
Чем слово наше отзовется? Правильно, голосом, похожим на густое мощное гудение парохода, перед отплытием на Багамы. Не возбраняется заменить место прибытия на более мурчащее для души.
Нужно на каждом, пока на каждом, ударном гласном расслаблять животик, раздувая его как мячик, на который вы время от времени присаживаетесь. Сели, расслабились и дальше потекли.
В смысле, говорите и говорите, аки реченька журчите. Низким, грудным речитативом. С гласного на гласный, с гласного на… Ну и так далее.
Что, дыхания, говорите, не хватает? Правильно. Старый-то стереотип речи, так долго вами пестуемый, пока силен и бдителен. Забыли почивать на животике и кайфовать, ничего не делая во время речи, он, злыдень, тут как тут. Сжимает ваш пресс разлюбезный и напрягает плечи… Или наоборот. Хрен редьки не слаще.
Поэтому. Обязательно… Пока обязательно! Начинать даже чих с гудения.
- То есть берем вдох на 1−2−3−4−5 животом, мягко и без звука в носу… Успеваем расслабить плечи и сбросить напряжение со спины… А на выдохе — мммм, гудим низким полетным звуком и — сразу! — без пауз и остановок переходим непосредственно к своей речи.
Ну, а дальше говорим то, что вы там хотели сказать, если еще не забыли.
Пока не привыкнете готовить дыхательный аппарат быстро, на автомате, необходимо гудеть и гудеть. А во время речи чувствовать, как гласные падают в вас, или, по-другому, спускаются на лифте внутри «вашего изумительного тела». До ощущения опоры.
Позвольте себе на первых порах заниматься этим вплотную хотя бы полчаса в день. Отмерьте себе по часам время и вперед с песнями, то есть со звуками вашей красивой речи, которая произносится по правилам.
Сказали без гудения и вдыхательной подготовки — будьте любезны исправиться и сказать все сначала, по правилам. Золотое правило логопедии: сказал неправильно — исправься. У нас, логопедов, не так уж и много золотых правил. Это одно из них.
Потом отмерьте себе часа два в день для контрольного говорения. И так постепенно переходите на постоянное говорение с подготовкой дыхания и мммммм-гудением.
Правда, к этому времени вся подготовка будет настолько коротка, что не принесет вам никакого дискомфорта. Практика и еще раз практика — вот залог вашего успеха на ниве красивой свободной речи.
Потом вы, со свойственной вам грацией, переходите на свободную от ммммм-гудения речь. Просто отправляете этот гул во «внутреннюю речь». Проще говоря, без звука, мысленно настраиваясь на свободу голоса. Оно вроде есть и в то же время его нет, этого надоевшего гудения. Вот и все. Остальное на вашей совести и старательности.
Как только вам захочется напрячься или вас кто-то напрягает, тут же включайте ваше умение расслабляться и отдыхать во время произнесения речи. Будьте бдительны. И вам воздастся.