С одной стороны, договориться с периодическим изданием проще, чем с «книжным» издательством. Гораздо выше мобильность, и если вдруг опубликованный рассказ оказался не так читаем, как хотелось бы — ничего особо страшного. Это ведь не книжный неликвид. С другой стороны — здесь есть свои нюансы.
Одним из таких нюансов является объем текста. Если «книжное» издательство ограничивает объем романа, к примеру, 15 а.л., то это не значит, что роман объемом 16 а.л. не примут. Декларированные 15 а.л. являются
Для того чтобы не промахнуться с объемом текста для газетной полосы, нужно посмотреть — сколько знаков помещается на полосе облюбованного издания с учетом наличия иллюстраций. Желательно выбрать не ту полосу, где публикуется журналистский материал, а ту, на которую вы хотите попасть. И именно ее обсчитывать.
С журналом — та же проблема. Необходимо высчитывать количество знаков на странице. Обычно журнальные издания стараются принимать такие художественные тексты, которые не займут больше разворота (2 страницы). Есть, конечно, исключения. Например, наличие тематической рубрики в журнале одновременно и расширяет, и сужает вариации по объему текста. Сужает — потому, что какой бы золотой не был текст, он не должен занимать места больше, чем отведено под рубрику. С другой стороны, в таких случаях обычно предусматривается место для нескольких текстов, и если текст особо хорош, то для него может быть выделено больше места (в пределах рубрики!) за счет сокращения количества других текстов или размещения вместе с ним текстов меньшего объема.
Если вы думаете, что можно взять хороший (пусть даже очень хороший) рассказ, разделить его на две части и напечатать «Продолжение следует», то вы ошибаетесь. Случается, конечно, что редактор какого-либо журнала так очаруется текстом, что примет-таки подобный рассказ «с продолжением» для публикации в нескольких номерах, но вероятность этого исчезающе мала. Периодика — литература одного дня. Поэтому не рекомендуется откладывать на завтра то, что можно сказать (и напечатать) сегодня.
Но есть и прямо противоположный случай с объемом и с «Продолжение следует» — специализированные литературные журналы. Маленькое эссе, которое с удовольствием возьмет газета или журнал соответствующего направления, для литературного журнала обычно не подходит. Кроме того, у каждого подобного журнала есть определенные критерии отбора текстов, напоминающие отбор текстов в книжные серии издательств.
Существуют и жанровые ограничения. К примеру, серьезные литературные журналы не публикуют фантастику. В то же время, журнал, специализирующийся на фантастике и фэнтэзи не возьмет рассказ Чехова, несмотря на несомненный талант и подходящий объем. Такая специализация проверяется простым просмотром издания. Просмотр 2−3 номеров даст достаточно полное представление о том, какие жанры предпочитает данная редакция, и какие ограничения по объему существуют.
Что же касается «Продолжение следует», то в подобном издании это — вполне возможный вариант. Литературные журналы оперируют довольно большими объемами текстов и могут опубликовать не только рассказ, но и повесть, разбив ее на несколько номеров. Потому что подобные издания, являясь периодикой, тем не менее — не однодневки.
Вернемся к обычной периодике.
Очень важна направленность издания. Ведь даже если периодическое издание публикует художественные тексты, это не означает, что оно публикует все тексты, любого жанра. Например, «Техника молодежи» публикует фантастические рассказы, и предлагать туда женскую прозу или детектив бесполезно. Разве что любовная интрига или детективная история разворачивается где-то в космических глубинах или иных мирах. То есть, фантастику нужно предлагать в основном в издания технической направленности, женскую прозу — в женские журналы и газеты и так далее. Или — в соответствующие литературные издания.
Теперь — как предлагать.
В письменном виде. Не стоит ходить по редакциям с распечатанным рассказом в руках. Редакторы периодических изданий заняты так же (если не больше), как и редакторы «книжных» издательств. И если каждый автор будет пытаться лично рассказать о том, как он пришел к идее данного текста, то у них совершенно не останется времени на собственно работу.
Для того чтобы предложить свое произведение, нужно составить письмо-предложение, в котором указать: свои личные данные (Ф.И.О., почтовый адрес, телефоны, электронный адрес), перечислить «регалии» (в каких изданиях и когда были публикации), указать свою жанровую специализацию, жанр предлагаемого произведения и его объем. И, конечно, вежливое заключение «Надеюсь, вас заинтересует мой рассказ…». И — не забыть подписаться.
Такое письмо (вместе с прикрепленным к нему текстом) можно отправить по электронной почте (адрес имеется на сайте издания или, если сайт по каким-либо причинам недоступен, можно посмотреть там, где печатаются выходные данные издания). Можно отправить и обычной почтой. В этом случае письмо распечатывается отдельно от текста (на отдельном листе).
Отправка электронной почтой предпочтительнее. Во-первых, не нужно возиться с распечатыванием, во-вторых — оперативность отправки и получения, в-третьих, начало диалога по электронной почте позволит в дальнейшем задавать по той же почте вопрос о судьбе текста, в-четвертых, рукопись, посланная по электронной почте, почти никогда не теряется в редакции.
Есть еще момент «в-пятых»… Любое издание предупреждает: «рукописи не рецензируются и не возвращаются». Оптимальным является отправка текста сразу в несколько изданий. Это ж сколько бумаги придется потратить на обычную почту! Кроме того, я не могу забыть слова одного редактора журнала: «Ты знаешь, когда мы начали печатать рассказы, издательство перестало тратиться на туалетную бумагу. Одна проблема — в последнее время бумага стала уж очень гладкой…». Смех смехом, но я, собираясь отправить текст, каждый раз вспоминаю эти слова. И руки сами тянутся к компьютеру, а не к конверту.
Отправляя текст по электронной почте, не забудьте указать тему письма. Например, «Письмо от автора». Письмо без темы, но с прикрепленным файлом, может автоматически быть признано спамом, и читать его (а уж тем более — прикрепленный текст) никто не будет.
После отправки остается только выждать 1−1,5 месяца и начинать задавать вопросы редакции. Задавать вопросы на второй день (и даже на вторую неделю) после отправки не рекомендуется. Таким образом можно добиться только того, что текст будет отвергнут.
Собираясь поскандалить с редакцией по поводу слишком долгого рассмотрения текста, нужно вспомнить, что авторов по определению больше, чем изданий. Следовательно, издание без вас сможет обойтись. А вы без него?
Удачных вам публикаций и компетентных редакторов!