Пособие начинающим авторам. Как предложить художественный текст издательству?

Реклама
Грандмастер

Почти каждый, кто пишет, мечтает увидеть свои произведения опубликованными. Да, не все написанное достойно публикации, но приходится сталкиваться со случаями, когда произведение достаточно хорошо, а его все же не печатают. Часто это связано с неверно выбранной формой предложения.

Одна из распространенных ошибок начинающих авторов заключается в том, что они убеждены: издательства в них заинтересованы. Разочарую таких убежденных. Издательства заинтересованы в продаваемых сюжетах, в известных именах: ведь издательства, как ни крути, коммерческие структуры, и занимаются своей деятельностью с той же целью, что и любая фирма — получить прибыль. Да, можно возмущаться этим фактом, спрашивать: «А как же высокая литература? Культура нации…» и так далее. Но факт есть факт, и от вопросов он не изменится.

Реклама

Поэтому первое, что должен выяснить автор, написавший, к примеру, роман о жизни бурундучков — какому издательству интересна такая тематика. Предлагать жизнеописание бурундучков издательству, специализирующемуся на научной литературе или на детективах и фантастике, практически бесполезно. Даже если этот роман будет на голову выше произведений Даррелла или Сетон-Томпсона, его все равно не возьмут. Не «в серии».

Как выяснить, какие серии издаются и где? Самый простой путь: воспользоваться Интернетом. Зайти на сайт издательства и посмотреть: а что же именно они публикуют? Обычно на этих сайтах размещены все названия серий, указана их тематика и содержание. Как только найдено издательство с серией «Из жизни животных», уже можно предлагать бурундучков.

Реклама

Но тематика — это еще не все. Существенным параметром является объем произведения. Если издательство специализируется на выпуске романов, а жизнь бурундучков описана в формате повести, то при всей качественности текста его не возьмут. Однако издательства вовсе не скрывают свои «объемные» предпочтения. Опять же, на сайтах издательств обычно размещены требования к произведениям, включающие и необходимый объем.

Если же таких требований нет, то расчет можно произвести самостоятельно. Книги в твердой обложке обычно имеют объем от 11 до 15 авторских листов (авторский лист — 40 тыс. знаков с пробелами, определяется сервисом Word). Книги в мягкой обложке — 5−9 а.л. (тут еще зависит от размера книги, карманные издания меньше). Если объем подходит — можно предлагать. Если же нет, то придется или резать, или наращивать текст.

Реклама

Следует учитывать еще один нюанс: издательства, к сожалению, мало заинтересованы (практически не заинтересованы) в рассказах. Даже если общий объем рассказов равен объему романа.

Но вот все совпало: объем, тематика, серия, качество текста… Что делать дальше?

Оформить текст. На первой странице разместить данные автора: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, телефоны, адрес электронной почты. Только после такой «шапки» — заголовок и сам текст. Размер шрифта желателен 12−13, межстрочный интервал — 1,5. Да, есть издательства, которым не требуется «шапочка», которые не обращают внимания на размер шрифта и так далее. Но есть и те, которые даже не будут смотреть на текст, не имеющий данных автора или небрежно («нечитаемо») оформленный.

Реклама

Следует учитывать, что в издательства приходит огромный объем текстов. Редакторы обычно загружены до предела выносливости. Им приходится рассматривать тексты «своих» авторов, заказанные издательством тексты, разрабатывать проекты будущих серий (либо уже существующих), составлять различные планы и прочее. И, кроме всего этого, на них сваливается «текучка»: то есть, те тексты, которые приходят «самотеком» («Я тут написал роман, возможно, он заинтересует Ваше издательство…»). Так что лучше обеспечить удобство работы редактора. Иначе негативное отношение к автору, который «не уважает» редактора, может быть перенесено на текст. А это весьма снижает шансы публикации.

Реклама

Но отправлять в издательство следует не только файл с текстом. Необходимо еще сопровождающее письмо. В письме нужно указывать то же, что и в «шапке» текста, но, кроме этого, объем текста (в а.л.) и немного рассказать о себе. Например, о жанровой специализации («…пишу рассказы и повести о животных…»), об уже имеющихся публикациях («…мои рассказы были опубликованы в…»). Не следует писать слишком большое письмо (помните о загруженности редакторов!), но не стоит и ограничиваться двумя строчками.

Еще одно весьма распространенное требование издательств — наличие синопсиса. Это — краткое содержание текста. Чаще всего о том, нужно ли посылать синопсис, можно узнать на сайте издательства в разделе «Для авторов». Синопсис отправляется вместе с письмом и файлом текста. Отдельным файлом.

Реклама

Обычный объем синопсиса — 2−5 страниц Word. Лучше всего синопсис с поглавной разбивкой. То есть, когда весь текст расписан по главам, указывается содержание и объем (в а.л.) каждой главы.

Но бывают и тексты, для которых просто невозможно (или очень затруднительно) написать такой синопсис (к примеру, в главе содержится несколько частей, каждая из которых поддерживает отдельную сюжетную линию). В этом случае пишется синопсис без поглавной разбивки.

Следует знать, что после прочтения синопсиса редактор должен получить не только общее представление о сюжете («…в романе рассказывается о несчастной любви двух бурундучков, которые жили на противоположных концах леса…»). Должны быть описаны все главные персонажи текста, основные действия, на которых базируется сюжет. Вплоть до внешнего вида и возраста персонажей («…бурундучку, жившему в северной части леса, было три года, он обладал куцым хвостом, левое ухо его откусила лиса, а полоска на спинке была извилистой…»).

Реклама

Еще нюанс. Не все издательства желают сразу получать полный текст произведения (загруженность редакторов!). В этих случаях на сайте в разделе «Для авторов» указывается, какой именно объем текста следует отправить вместе с синопсисом (например, 2 а.л., или — первые три главы).

После отправки текста следует набраться терпения. Хотя бы на срок, который издательство указывает в качестве срока рассмотрения произведения (1 месяц, 2, 3…). Эти сведения также можно найти на сайте издательства в разделе «Для авторов». Если автор слишком нетерпелив и начинает забрасывать издательство письмами, не дождавшись истечения указанного срока, он лишь вызывает к себе негативное отношение. При всем желании увидеть свое детище опубликованным, при всей уверенности в собственном таланте, автор должен представить себя на месте редактора, у которого весьма немаленькая гора работы. И — дать редактору оговоренное время для прочтения и оценки текста.

Реклама

Если оговоренный срок прошел, а ответа не поступило, можно писать письмо с вопросом. Агрессивные и истеричные письма весьма нежелательны — кроме негативного отношения к автору (и, соответственно, к тексту), никакой другой цели они не достигнут.

Еще несколько слов об авторах, которые пробуют предложить свои произведения периодической печати.

Прежде, чем предлагать текст газете или журналу, нужно выяснить — а печатают ли они вообще что-либо подобное? «КоммерсантЪ» явно не напечатает рассказ о бурундучках, пусть даже его автором будет Лев Толстой.

Для газет и журналов очень существенно (критично!) требование объема. Газетная полоса составляет около 10 тыс. знаков. И еще должна поместиться иллюстрация. Предлагать больший объем текста бессмысленно. «Кирпич» возьмут разве что у того же Толстого, и то по случаю юбилея. Перед предложением в журнал лучше всего купить какой-либо номер и посчитать объем аналогичного текста.

Оформление предложения такое же, как и для издательства (минус синопсис).

Удачных вам публикаций!

Реклама