2. Постарайтесь уменьшить в статье количество отглагольных абстрактных существительных (вы узнаете их по отсутствию у большинства ОАС форм множественного числа), особенно с суффиксами -ени, -ани (у книжных слов: воспитание, замедление, искоренение, появление, чтение, оформление, процветание, явление) или -ень, -ань (у слов обиходных: барахтанье, беганье, дёрганье, кряхтенье, тявканье, фырканье, хихиканье, чавканье).
3. Замените пассивный (страдательный) залог глаголов активным (действительным). Не
4. Уберите слова «свой», «будучи», «является». Очень часто эти слова лишние.
5. Ищите более короткие слова — хоть на одну букву! Почти всегда можно заменить длинное
6. Избавьтесь от наполнителей и лишних слов. Юрий Никитин: «Однажды я встретил шедевр: „Он кивнул своей собственной головой в знак согласия, подтверждая сказанное“! Ну, тут уж унтер Пришибеев с его утопшим трупом мертвого человека — вершина стилистики».
7. Замените диагнозы, ярлыки, оценки на точное описание наблюдаемых действий:
8. Уберите отрицание — там, где это возможно без утраты оттенков смысла. Не поймите меня неправильно: не очень-то легко не запутаться в тексте, не лишенном неединичных «не». Такие фразы не могут не замедлять восприятия вашего текста читателем. (Попробуйте оживить эти предложения.)
9. Гоните в шею расщепленные сказуемые. Не оказывать помощь, а помогать; не принимать участие, а участвовать
10. Уберите, где только можно, союзы. (Для справки: прием называется асИндетон [дэ], опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения: «сказано — сделано», «пришёл, увидел, победил», «назвался груздем — полезай в кузов». Асиндетон усиливает выразительность речи, придает ей сжатость, насыщенность, динамичность.)
11. Добавьте в описание статичной картины что-нибудь движущееся. Пример из книги Джеймса Н. Фрэя «Как написать гениальный роман»:
Вот статичная картина.
«За домом стоял красный хлев. Им не пользовались уже много лет. Краска облупилась, дверь слетела с петель, кормушки были опрокинуты».
Перед нами пейзаж. А теперь добавим в эпизод динамики.
«За домом стоял красный хлев. Задвижки на ржавых петлях со скрипом качались из стороны в сторону. Краска вздулась и облупилась, куски ее уносил ветер и швырял в пустые кормушки. В хлеву всё еще слышалось эхо от визга тысяч свиней, которых некогда здесь держали».
Проанализируйте изменения, которые Джеймс Фрэй внес в исходный текст. Что он убрал и что добавил?
И напоследок. Можно пользоваться любыми словесными конструкциями, если без них выходит не совсем то, что вы хотели сказать. Но, как советует Юрий Никитин, «если можно обойтись другими средствами, то обходиться… нужно обязательно».
Ну вот, первый список готов. С почином вас!
Советую прочитать:
Нора Галь. Слово живое и мертвое.
Юрий Никитин. Как стать писателем.
Николай Басов. Творческое саморазвитие, или Как написать роман.