Поговорим не о том, что надо делать конкретно «только так или этак», а о том, как вообще возможно делать в правовом поле и с учетом систематических запросов ребенка и его характера вне зависимости от пола. Акцентируем внимание на вопросах педагогического сопровождения, ответственности и безопасности.
Родители могут по-разному относиться к детским играм «в войнушку» во дворе со сверстниками. Впрочем, такие игры — не типичное явление, сегодня они скорее из прошлого. Но если они есть и ребенок хочет играть, сверстников избегать не стоит.
Игра — нормальный процесс для такого возраста, и многое познается парнем через игру. Ее не стоит избегать, если есть к тому потребность, запрос. Другое дело, что современные игры распространены в основном в виде симуляторов, компьютеризированные, по сценарию приближенные к реалистичным, закачаны в смартфонах
Есть современные отцы и деды, другие родственники (в основном по мужской линии), стремящиеся привить ребенку верное отношение к оружию, подарить максимально реалистичное, конечно, с пульками, но с пояснением, что храниться оно будет дома, на улицу с ним нельзя, стрелять только дома, в мишень и так далее. То есть предварительно важно объяснить ребенку, что оружие в целом не игрушка, игр во дворе, как это бывает у мальчишек, с реалистичным оружием следует избегать.
В этом стремлении к культуре обращения с оружием есть разумное зерно. Но важно правильно это показать. Кроме того, дети тоже разные и в разном возрасте. Иные девочки играют в машинки и в «войнушку», а к игре «дочки-матери» или сценкам «ученик и учитель» не проявляют интереса. То есть по-разному восприимчивы и заинтересованы.
В наше время и в будущем внимание, интерес к освоению оружия у детей будут возрастать. Этому способствует ситуация вокруг.
По статистике отделов лицензионно-разрешительной работы Росгвардии почти 4 млн. россиян — зарегистрированные владельцы оружия (разного, в основном огнестрельного). Не только подростки смогут осознать и принять взрослые факты и правила — нет, и младший возраст — тоже. Однако все главное прячется в нюансах, деталях.
Важно не просто дать в руки оружие, а предварительно подготовить ребенка, верно разъяснить принцип действия, особенности выстрела, боеприпасов, условия безопасной стрельбы, последствия неправильного обращения с оружием.
Если у обучающего мужчины есть опыт обращения с оружием и педагогические компетенции — уже недурно. Нетипично, но и среди женщин есть специалисты по обращению с оружием и соответствующим опытом.
Недостатка в игрушечном оружии разной формы, стреляющем пластмассовыми пульками, сегодня в торговых сетях нет и никогда не было. Но если парень настойчиво просит «настоящее» ружье, можно приобрести ему карабин, винтовку. Есть такие модели и много — переделанные из боевого, с встроенным «барьером», исключающим стрельбу боевыми патронами. Называется «охолощенное оружие». Приобретается свободно, без лицензии, в оружейных магазинах, цена в 2024 году от 5 до 20 тыс. рублей.
Да, для пяти-семилетнего ребенка это будет достаточно тяжелая модель (ее вес идентичен боевому), но так он сможет привыкнуть к настоящему быстрее сверстников. Разумеется, храниться оно должно в полной безопасности в сейфе под контролем взрослого, чтобы исключить небезопасные игры с оружием, даже охолощенным, когда ребенок один дома.
Имея такое оружие, парень уже может под руководством взрослых стрелять из него в соответствующих условиях: не дома, в квартире, а к примеру, на даче, при выходе на природу вне населенного пункта. Патроны (боеприпасы) тоже такие есть, называются «шумовые» — без пуль.
Так у молодого человека повысится собственное значение, уверенность, ведь у других сверстников и такого нет. Молодой человек и даже девушка может привыкнуть к громкому выстрелу и не пугаться.
Затем, после подготовки, под руководством и контролем взрослого, можно дать практику стрельбы из оружия боевого (в частности, охотничьего, с патроном, снаряженным дробью или цельной пулей) — в соответствующих условиях, не в квартире. Как вариант можно брать молодого человека с собой на охоту или еще лучше — в тир. Тиров официальных в городах много.
Сначала развивающаяся личность посмотрит, как стреляют взрослые. В тире выдают и наушники, чтобы звук выстрела не бил по ушам. Потихоньку достигнет возраста, когда сможет посещать тир сам.
Понятно, что выносить охолощенное оружие на улицу для игры со сверстниками не стоит. Но важны не сверстники, а безопасное развитие сына или дочки и воспитание у них культуры обращения с оружием. В этом случае никакого эффекта «белой вороны» в детском коллективе быть не может. Наоборот, ребенок станет и почувствует себя авторитетным в кругу мальчишек.
Кто знает, если продолжится детский интерес к оружейной теме, не станет ли он тяготеть к оружию спортивному — это отдельная дисциплина и спорт. Может стать со временем чемпионом и завоевать олимпийские медали. А путь развития зависит от многих факторов, характера, возможностей, круга общения, семейных традиций и стиля воспитания, то есть поддержки родителей или авторитетных взрослых.
Может стать и биатлонистом, как дальний родственник автора статьи с той же фамилией, олимпийский чемпион из Югры. Биатлон — отличный способ спортивного совершенствования: заодно и спорт, и стрельба на результат (по мишеням).
Как вариант, кроме биатлона, популярен отдельный вид спорта — спортинг, стрельба по движущимся мишеням, в том числе по «тарелкам», или, как вариант, стендовая стрельба.
В спортинге стреляют так. Из автоматического устройства подачи стремительно вылетает в воздух тарелка-мишень из пластмассы (или глины) направлением вверх. Стрелку, находящемуся неподалеку, надо успеть поразить мишень, пока она в воздухе. Все это международные виды спорта.
Кто знает, не является ли интерес ребенка предтечей к развитию его, пока не открытого взрослыми, таланта? Это может быть второй Михаил Калашников или Аймо Лахти — финский конструктор; причем оба были самоучками с весьма незначительным начальным образованием. Любили свое дело, достигли значительных успехов и стали уважаемыми и достойными людьми.
Все желания ребенка нужно изучать, проверять. Давать возможности своевременно самовыразиться. В этом важная задача внимательного родителя.
С какого возраста начинать? С пяти лет вполне нормально потихоньку и последовательно приобщать ребенка и наблюдать со стороны интерес или его отсутствие, то есть корректировать воспитание. Законом это не запрещено. Другое дело, что почти нет (не разработаны или широко не известны) педагогических методик в этой области, многие родители боятся даже поднимать вопрос по этой проблематике. Так как за все несут ответственность именно родители.
Можно посоветовать сходить вместе с ребенком в спортивный клуб, где квалифицированные тренеры в статусе педагогов дополнительного образования готовят молодую смену. Проконсультироваться, поинтересоваться, с какого возраста можно посещать соответствующую секцию. Уточнить отзывы о работе преподавательского состава и в целом клуба. Посмотреть на реакцию ребенка — будущего «оружейника». Заключить договор на обучение.
Олимпийский резерв сегодня воспитывают с 3−5 лет — в разных спортивных дисциплинах по-разному, чтобы к 15−17 годам получить выдающегося спортсмена, чемпиона, а затем и тренера — на пользу спортивному авторитету державы. Эту тенденцию в спорте поддерживают во всех развитых странах. Зачем же манкировать такими возможностями, если сам ребенок имеет к тому интерес?
Есть важный элемент безопасности и воспитания культуры обращения с оружием и ответственности. Не станет избыточным сначала рассказывать, а потом и показывать наглядно случаи и истории, когда боевое оружие приводит к печальным последствиям. Так вы ненавязчиво подготовите сына к вызовам завтрашнего дня лучше его сверстников. Но это делают не сразу, а постепенно, смотря по развитию ребенка и ситуациям готовности.
В целом это куда лучше, чем замалчивать проблему и «запрещать даже думать об оружии». Думать ребенок не перестанет. А доверие в детско-родительских отношениях может претерпеть неблагоприятные изменения.