Добавьте к этому наукоемкие термины учебников, вынуждающих детей с первого класса погружаться в мир незнакомых слов, отвлекая от понимания материала. Добавьте дефицит звучания классического языка, а позже и слабую начитанность.
Нормы объема словарного запаса определяются по возрастам.
- В 2 года он должен составлять 200−400 слов, а к 6 годам увеличиваться до 4000 слов.
- Лексический запас взрослого человека в среднем показателе определяется 100 000.
Слова — это кодировка понятий, и работая над увеличением лексического багажа, надо помнить, что понятия первичны и неразрывно связаны с их словесным отображением. А это значит, что в основе — формирование представлений об окружающем мире, которое включает не только сами предметы, но и их характеристики и формы различного взаимодействия.
- Иными словами, важно наполнять речь ребенка не только существительными, но и глаголами, определениями, наречиями, опираясь на практику.
Основу словарной базы ребенок получает из общения со взрослыми, поэтому с самых первых дней малыш должен слышать правильные звуки речи. Чтение детских книг, просмотр фильмов, рассматривание картинок, наблюдение на прогулках — все это должно стать инструментом для формирования речи и речевого слуха. Задавайте вопросы на понимание увиденного и услышанного, мотивируйте на пересказы, стимулируйте творческие задания.
Каких показателей надо достичь к моменту поступления в школу?
Общие знания предметов (существительные):
- времена года, месяцы, дни недели;
- название страны, города, улицы, знание адреса проживания;
- название природных и географических объектов (горы, леса, реки, озера, города, села
и т. д. ); - виды транспорта;
- виды растений;
- виды животных (домашние и дикие);
- части тела человека;
- бытовые предметы (мебель, техника, одежда, посуда
и т. д. ); - овощи и фрукты.
Формирование глагольного словаря.
Ответы на вопросы «Что делает (ют)?»:
— Миша что делает?
— Дерево что делает?
Как разговаривают:
- кошка;
- корова;
- ворона.
Словарь признаков (прилагательных):
- Шарф какой?
- Небо какое?
- Кот какой?
Образование прилагательных от существительных:
- Игрушка из пластмассы — …
- Пюре из картофеля — …
Работа с синонимами, антонимами
Назови похожее слово:
- Высокий — длинный, большой.
Назови слово с противоположным смыслом:
- Горячее — холодное.
Эти простые упражнения хорошо проводить в игре, например, с использованием мяча, или шагая и называя слова с каждым новым шагом.
Пересказ. Еще до школы ребенок должен уметь пересказывать небольшой текст, объемом до 10−12 предложений. Начинать надо с небольших текстов, опираясь на картинки. Прекрасно подойдут иллюстрации к сказкам.
После прочтения вернитесь к рассматриванию картинок и повторению текста, используя их в качестве шпаргалок. Подсказывайте ребенку, задавая наводящие вопросы. Попробуйте пересказать сказку бабушке, игрушке, пользуясь картинками.
Оценивайте пересказ по параметрам:
- правильность построения предложений;
- полнота и логичность сюжета;
- название текста.
Составление рассказа. Рассказы-описания составляются с опорой на картинку или предмет. Ребенок отвечает на вопросы, позже повторяет полученный рассказ.
Подобные методы могут помочь увеличить словарный запас и детей старшего возраста, разумеется, понятия должны соответствовать возрасту.
Анализируйте тексты, с которыми работает ребенок, составляйте словари непонятных слов, объясняя их значение.
Лексический запас — признак образованности человека. Пополняйте его активно, встраивая новые слова и понятия в речь.