Ко мне обратилась моя подруга, бабушка восьмилетней Лили. Ее невестка подбросила ей внучку на три выходных дня и наказала пройти школьный материал, который она не успела пройти с дочкой.
«А скоро конец года, и нам надо получить, как сами понимаете, только хорошие оценки», — полушутя, полугрозно объяснила невестка, вручая кипу тетрадей и ноутбук. Помахала ручкой, садясь в машину, «бай!» и умчалась.
Выяснилось, чтобы наверстать по каким-то причинам не пройденные с мамой уроки, бабушке нужно было не три дня, а пятилетка. Помните «Даешь пятилетку за 3 года!»? Вот с этим и столкнулась моя подруга.
Ей это было бы не впервой, так как со старшей внучкой, которой уже стукнуло 26, ей тоже приходилось наверстывать упущенное, но на это раз случай был нестандартный. Почти полгода после зимних каникул Лиля проходила
Во-первых, подруга увидела, что самые первые задания были сделаны очень странно. Какие-то на «отлично», а на какие-то внучка, а скорее, невестка, «забили». По zoom уроки вели столичные маститые учителя, опирающиеся на какую-то средневзвешенную школу. Так что одни уроки были уже пройдены Лилей в школе еще до Нового года, какие-то оказались за бортом, так как онлайновые учителя рассказывали ну совершенно непонятные вещи. Возможно, ученики с гувернантками или суперпродвинутыми и свободными родителями и въехали в тему, но обычному восьмилетнему ребенку, которым была Лиля, это было явно в новинку. Как и ее бабушке.
Бабушка в онлайне не училась, поэтому она помогала решать математические задачи, как умела, через переменные x и y, с помощью простейших алгебраических уравнений. Со старшей внучкой это проходило, с младшей уже нет: «Бабушка, ты все так непонятно объясняешь, буду ждать маму». Бабушка представила себе мамино загорелое лицо после трехдневного отдыха на море и поняла, что надо начинать со счетных палочек, как в давно забытом детстве учили ее саму.
Бабушка второклассницы по новой в четвертый раз проходила школьную программу. Первый раз сама, второй раз с сыном (сама она «успевала» на «отлично», не успевал сын), третий раз со старшей внучкой, на сломе эпох и измененных дисциплин, и теперь вот с «зазумленной» Лилей.
Задачи оказались не чисто арифметические, а шли в симбиозе с логикой. Отсутствием последней подруга не страдала, но в школе или вузе ее, как предмет, не преподавали. Так что надо было заново учиться работать с палочками и абрикосовыми косточками, благо лето на них выдалось урожайным, и еще объяснить это ребенку. И помнить про пятилетку в три года.
Вот задачи для второго класса, которые пришлось решать моей подруге с внучкой. Я с ходу решение придумать не смогла, предлагала через тот же злополучный x, которым пользоваться на этом этапе обучения было запрещено.
Задача № 1. 15 школьников пошли в лес за грибами. Вместе они собрали 100 грибов. Докажите, что у двоих ребят будет одинаковое количество грибов.
Задача № 2. В девяти корзинках лежат сливы от 7 до 13 шт. Докажите, что в двух корзинках лежит одинаковое количество слив.
В общем, раскладывая на кучки палочки и косточки, с половиной задач одной домашки ученицы справились. Но такое повторялось каждый день, и что там объясняли по зуму, Лиля не помнила. Палочек и косточек у учителя на экране точно не было.
Не только моя подруга, многие родители и школьники жаловались на дистанционное обучение. Конечно, виной всему был карантин, введенный из-за коронавируса, никогда до этого на нашей памяти не было занятий во время эпидемии, они благополучно наверстывались потом в обычном режиме. Кроме того, эпидемии не выбивали из колеи больше, чем на три недели.
Вот что рассказала московская семиклассница изданию. «Коммерсантъ»:
Я проснулась в восемь утра, зашла в чат с одноклассниками, чтобы узнать, какой будет урок. Это была алгебра. Зашла в программу zoom на планшете, ввела идентификатор конференции и пароль, для каждого учителя он разный, и, собственно, начался видеоурок. Почему-то он шел двадцать-тридцать минут, но классный руководитель сказал, что теперь уроки будут очень короткие. Нам очень сжато рассказали материал, и мы, по сути, ничего не делали: сидели и слушали.
Как известно, у современного ребенка дома, как минимум, компьютер или ноутбук и гаджет. Это мы можем ограничиться смартфоном и, например, ноутбуком. Большинство во время уроков играли в телефоне, стараясь держать его так, чтобы устройство просто не попадало в кадр. Параллельно якобы обучению школьники «вотсапились» с друзьями, делились снимками домашней отсидки в Instagram и жаловались на прессинг со стороны родителей в ожидании, когда же те, наконец, вернутся на работу?
Кто-то игнорировал школьные уроки и присоединялся к другому сервису — например, YouTube, с доступом по ссылке. Лишь немногие теребили родителей — было понятно, что учебный год закончится необычно, и оценки им и так поставят, причем даже неплохие.
Один пятиклассник, сын моих соседей, довольно амбициозный мальчик, как-то рассказал, что во время таких занятий и посещаемость, и активность была не «ах»: «Сегодня на уроке было минимум полкласса, всего нас 31. И все это происходит вяло. В обычное время за один учебный день я мог получить минимум три оценки, сегодня их было всего две». Но таких сознательных учеников всегда меньшинство.
Кроме того, мой сосед-пятиклассник, как и весь класс, должен был обязательно сдать физкультуру. Как дети поют в телефон на уроке музыки, мы много раз видели в Интернете. А вот как сдать физкультуру?
Меня это заинтересовало. Может, повесить дома канат и вскарабкаться по нему? Или показать через
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста.
9. Первый мировой рекорд в прыжках в высоту составил:
Варианты ответов:
А. 197 см
Б. 190 см
В. 193 см
Г. 189 см
Честно, в Википедии я таких цифр не нашла. Была приведена динамика рекордов в мире, начиная с 1912 года. Но там цифры были повыше. Может быть, имелись в виду только украинские легкоатлеты ?
Для сдающих ЗНО в Украине (аналог российского ЕГЭ) предлагались темы рефератов, это было куда проще. От заведомо скучных «Гимнастика при нарушениях осанки» и «Основы методики организации рационального питания» до «Правила игры в волейбол» или «История развития баскетбола». Я понимаю, учителям физкультуры тоже надо было как-то продержаться хоть до конца нынешнего учебного года. А дальше — кто знает про это дальше?
Хорошо бы дети не научились писать сообщения так, как это делает их классный руководитель (из блога питерского писателя-сатирика):
Дети разделили учителей на два лагеря. Одни просто высылают детям файлы с презентациями учебного материала и ждут, что в ответ те вовремя отправят выполненное домашнее задание. Так поступают и в вузе, где я преподаю, и это не мое решение, и не кафедры, а ректората. Другие проводят уроки в видеочатах, в Zoom или Jitsi.Meet. Если преподаватель не может справиться с интернет-технологиями, ему в этом помогают дети или другие родственники. Как правило, это касается преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста, и это настораживает.
Уже через два месяца начнется новый учебный год, и будет ли он проходить в школьных стенах, как раньше, или дети останутся на дистанционном обучении к ужасу родителей, никто точно сказать не может. А ненужных учителей, скорее всего, выпроводят на пенсию или сократят. Можно не сомневаться, что тотальное сокращение коснется именно учительниц-женщин, мужчин-учителей берегут, как занесенных в «Красную книгу».
Как справиться семье с таким вызовом — отдельный вопрос. И он обязательно возникнет в сентябре.