Для того чтобы понять, насколько подавление зависти травмирует наше психологическое здоровье, надо разобраться в том, что же такое зависть.
В толковом словаре под редакцией Кузнецова сказано:
«Зависть — чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого».
То есть, иными словами, это некий набор негативных эмоций, вызванных превосходством другого человека. Один из смертных грехов, фокусирующих внимание не на себе, а на другом, на чужих успехах. Это чувство автоматически переводит в разряд проигравших, а объект зависти делает победителем.
В некоторых практиках психотерапии зависть разделяют на два чувства: желание и злость.
«Я хочу такой же автомобиль, как у соседа, но у меня его нет, поэтому я злюсь». Можно стараться не замечать возникшего негативного чувства, можно подавлять, памятуя о греховности зависти, но потом с удивлением понять, что ощущаете некое охлаждение в ваших семейных отношениях. Вы даже не осознали, что придирчиво относитесь к взглядам, которые ваша подруга бросает на машину соседа, не осознали собственный дискомфорт проигравшего в статусном выражении.
Некоторые психологи ввели классификацию зависти, выделив соревновательную, или «белую», как определяют ее в народном сознании, и разрушительную, агрессивно-депрессивную, или «черную» зависть.
Эти психологи уверяют, что соревновательная зависть — это благо, так как стимулирует к собственному движению. Мне кажется сомнительным это утверждение, и вот почему.
Не всегда зависть указывает на желание. Желание может скрывать иные мотивы. Всем знакомо детское чувство, когда одноклассник получил хорошую оценку, а ты — нет. Это чувство зависти к успеху товарища очень показательно. Получил плохую оценку и… А дальше идут варианты: одноклассники считают, что ты глуп, так считает девочка, которая нравится, так думает учительница, родители. Именно объект, перед которым стыдно, и определяет истинную причину зависти, а соответственно, и желания.
На сложных мотивах строят свои алгоритмы воздействия рекламщики. В презентации брендовых товаров акцент делается не на характеристики, не на его прямое использование, а именно на статусность («Вы этого достойны!»). Именно социальное положение должны подчеркнуть дорогие часы, автомобили, одежда, косметика
Без понимания истинного мотива соревновательность может увести вас в чужую жизнь. Но именно зависть поможет осознать мотив, потребности.
Допустим, вы завидуете профессионализму коллег. Продуктивно — попытаться понять, что мешает вам достичь такого же результата. А дальше — ваш выбор. Любой успех требует вложений, стоит трезво оценить, нужны ли вам эти вложения, стоит ли объект усилий.
Готовы ли вы заплатить за власть одиночеством, а за богатство страхом? Готовы ли вы заниматься по несколько часов спортом или получить еще одно образование?
Но как быть с завистью к вещам, которых невозможно достичь? Можно отравить свою жизнь постоянной злостью, уничтожая собственную жизнь, а можно попытаться принять. А это значит — признать проигрыш. Очень сложный шаг, но за ним приходит чувство достоинства, осознание собственных побед. Болезненность проигрыша компенсируется удачами, на которых ранее не акцентировались. Все это работает на повышение самооценки, а значит, и стимулирует к движению.
Существует практика, привнесенная из методов НЛП. Разумеется, эта практика не панацея, но ее действие направлено на повышение самооценки, на снижение градуса зависти. Хотя на ум приходят слова Сенеки: «Видишь, как несчастен человек, если и тот, кому завидуют, завидует тоже».
Надо попытаться представить себя и объект зависти. Представить отстраненно, словно зритель, наблюдающим за ними. Выговорите все, что так вожделенно. А теперь попробуйте сформулировать то, чему может завидовать ваш оппонент. Вы завидуете его новому автомобилю, а он — отсутствию кредитов, счастливой семейной жизни, карьере
Разрушительна или конструктивна зависть — зависит только от нас и нашей работы над собой. В любом случае, зависть — естественное чувство, сродни боли, дающее нам сигнал о неполадках в нашем восприятии себя.