Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения.
Эти дети эмоционально неустойчивы, агрессивны, вспыльчивы, лживы, у них низкая самооценка. Для подростков с СДВГ характерно деструктивное поведение, отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил. При неправильном воспитании у ребенка формируется защитно-агрессивная модель поведения.
Как проявляется СДВГ?
- Обычно это излишняя физическая активность, беспокойство, суетливость, болтливость, уменьшение времени сна.
- Наблюдаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики. Такие дети долго не могут научиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Они часто теряют вещи.
- Их поведение импульсивно. Они плохо поддаются обучению, не могут долго удерживать внимание на одном объекте, но если объект их заинтересует, то они сосредотачиваются на нем на продолжительное время.
- Эти дети не умеют ждать, не руководят своими действиями. У них часто меняется настроение.
В настоящее время проводится огромное количество исследований причин возникновения СДВГ, но ставить точку рано. Выделяют три основных фактора, вызывающих гиперактивность:
- Генетика.
- Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов.
- Педагогическая запущенность.
Как родителю справиться с гиперактивным ребенком, какие методы воздействия действенны? На что обратить внимание?
- Микроклимат в семье.
- Организация рабочего места, режима дня
и т. д. - Измените свое поведение и отношение к ребенку
- Разработайте собственную поведенческую программу.
Семьям, воспитывающим гиперактивных детей, важно следить за психологическим комфортом отношений. Совершенно недопустимы скандалы и ссоры, тон отношений всех членов семьи должен быть максимально доброжелательный.
Больше времени проводите со своим ребенком. Он должен ощущать свою значимость. Чаще проводите досуг всей семьей.
Одна из основных трудностей гиперактивного ребенка — организация своего пространства и времени, поэтому режим и порядок имеют принципиальное значение в воспитании таких детей.
Утвердите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи. Это очень важно, он должен видеть, что вся семья живет по определенному графику!
Уберите отвлекающие факторы во время занятий с ребенком — никаких телевизоров, телефонов, никаких дополнительных шумов, движения.
Полезный совет — откажитесь от просмотра телепрограмм и длительных занятий на компьютере.
Избегайте большого количества людей, массовых мероприятий. Любое переутомление ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Старайтесь поддерживать контакт с родителями, у которых есть дети с похожими проблемами.
Помните, поступки ребенка не всегда являются умышленными.
Проявляйте твердость и последовательность в воспитании.
Избегайте как завышенных требований, так и чрезмерной мягкости.
Стройте отношения на взаимопонимании и доверии.
Избегайте слов «нет», «нельзя», запреты выражайте в более мягкой форме.
Старайтесь реагировать необычным способом: шутите, сфотографируйте, повторите его действия
Повторяйте одну и ту же просьбу много раз спокойным тоном.
Обязательно выслушивайте ребенка.
Не настаивайте на извинениях.
Подкрепляйте устные инструкции зрительными образами (очень часто такие дети плохо воспринимают информацию на слух).
Придумайте систему поощрений и наказаний. Не используйте физических наказаний, вместо них можно оставить ребенка одного в комнате, убрать часть игрушек, практиковать спокойное сидение на одном месте.
Составьте список обязанностей и вывесите его над кроватью ребенка.
Дети с СДВГ плохо воспринимают наказания из-за низкого порога к отрицательным стимулам. Старайтесь чаще хвалить. Они чувствительны к положительной оценке.
Постепенно расширяйте круг обязанностей.
Не разрешайте переносить выполнение задания на другое время.
Всегда помогайте начинать задания, для таких детей это самый трудный момент.
Не давайте несколько указаний, задания выполняются последовательно.
Какие средства убеждения наиболее действенны для детей с СДВГ?
Эти дети плохо реагируют на вербальные раздражители, поэтому лучше усваивают информацию «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства;
- прием «железных» объятий;
- изоляция в комнате, сидение на стуле, досрочное укладывание в постель;
- запрет на любимое занятие.
После наказания необходима поддержка, старайтесь это делать при первом же удобном случае.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.