Если говорить простым языком, то коммуникация — это общение с людьми в разных его проявлениях. И если бы не было общения, что бы мы с вами делали? Сложно представить себе мир без коммуникаций. Ведь даже если мы не будем разговаривать, то сумеем общаться с помощью жестов, мимики, символов
Общаться можно не только при помощи слов и речи. Коммуникация включает в себя и речевые, и неречевые формы взаимодействия. Можно выделить и письменную коммуникацию.
Получается, что жизни без общения просто нет. Однако общение общению рознь. Один говорит грамотно, красиво, слова так и журчат ручейком и плавно переливаются. А другой общается рваными предложениями, грубыми словами, проглатывает окончания и норовит обидеть. С каким человеком мы дальше захотим продолжить отношения? Ответ очевиден.
Поэтому в коммуникации важно не только само наличие факта общения, а именно стиль общения и его содержание. То, что мы говорим, может различаться в зависимости от того, к кому мы обращаемся, где происходит процесс общения.
Согласитесь, о том, что у вас заболела собака и перестал работать вентилятор, на деловом совещании вы явно говорить не станете. Это тема для домашней обстановки или встречи с близкими друзьями.
Однако одну и ту же мысль мы можем по-разному передать в общении, исходя из того, с кем мы сейчас разговариваем. Например, о том, как работает проигрыватель, другу вы буквально на пальцах это покажете, не пренебрегая словами: «вот так; ну, а это сюда; а потом еще разик нажать»
Из этого следует вывод, что в жизни встречаются разные сферы общения:
- Деловое.
- Дружеское.
- Манипулятивное.
- Письменное.
- Внутреннее (когда человек разговаривает сам с собой, думает).
- Публичное.
- Общение в Интернете.
В любой сфере общения есть свои особенности, зная которые можно эффективно управлять процессом общения, направляя его в то русло, которое нужно вам.
Результаты, которые вы получите, применяя навыки уверенного и эффективного общения, будут вас очень радовать. С помощью коммуникабельности вы сможете:
- Выгодно себя подать.
- Расположить к себе.
- Вызвать доверие.
- Убедить других.
- Добиться желаемого.
- Достичь взаимопонимания с собеседником.
- Научить чему-то другого человека.
- Повысить свою уверенность и настроение.
Кажется, что общаться — просто. Ведь мы каждый день разговариваем между собой. Но чтобы в жизни достигать результатов и быть эффективным, надо и общаться продуктивно. А для этого необходимо тренировать свои коммуникативные навыки. Значит, нужно как можно больше общаться.
Однако без знания того, как именно надо общаться в разных ситуациях, можно «наломать дров». Именно для изучения и применения основных коммуникативных навыков и существуют тренинги общения.
Читать книги про общение, конечно, тоже полезно. Но с книгой вы не можете разговаривать. Вернее сможете, но только в одну сторону. Книга вам ничего не ответит и стерпит все ваши оскорбительные и неэффективные слова. Обратную связь, которая так необходима при обучении общению, вы сможете получить, только непосредственно пробуя свои силы во взаимодействии с другими людьми.
В отличие от реальной жизни, на тренингах по психологии общения ошибка не приведет к какому-то плачевному результату от неправильно сказанных слов. Участники смотрят на себя со стороны в разных ситуациях коммуникации. Они понимают, что делают не так, какой разговор привел к данным последствиям. Здесь все легко исправить. Это тренировка. Но тренировка эта происходит в очень приближенных к естественным условиях.
Это как в жизни, где есть право на ошибку. И ее можно исправить, и переиграть ту же ситуацию еще раз.