Где можно применить разумный эгоцентризм?

Реклама
Грандмастер

Тема «разумного эгоцентризма» заслуживает отдельного разговора. Очень уж она важна и актуальна в наше… да и в любое время!

Как «известно», нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Хотя, в сравнении с предками, мы вроде бы куда свободнее от социальных барьеров, сословных ограничений и прочих проявлений диктата социума. Наоборот, даже реклама призывает «быть собой». И что там еще? Допустим, «не дать себе засохнуть»… Хотя что «еще», уже неважно. Потому что вот он, диктат социума. Нашелся.

Реклама

Диктат мощнейший. Только неявный. А противиться «невидимому» врагу куда труднее! Вроде бы призывают «быть собой» — и тут же указывают, как именно. Замечательная ловушка!

Конечно, немало и явных общественных предписаний. Не законов, но не менее обязательных. От правил вежливости до этикета. То, что можно определить как «принято». На самом деле и они не менее «опасны». Хотя бы потому, что обычно не осмысляются. С одной стороны, наше свойство воспринимать «общепринятые» установления как должное, полезно. В детстве. Позволяя передавать нормы поведения (в т.ч. безопасности) в социуме, навыки, знания. Представьте, что дети станут всерьез задумываться над всяким нашим указанием!

Реклама

Вот только это детское свойство не остается в детстве. Хотя иногда оно нужно и взрослым, все же в большинстве случаев нам куда полезнее был бы навык вначале осмыслять преподносимое нам как «должное». А мы продолжаем привычно «потреблять» все подряд.

Проблема в том, что вместе с полезным нам внушают массу ненужного, а то и вредного. Воспринятое, оно становится «своим»: уже нашими привычками и взглядами. Нашей натурой. Исправить которую очень трудно, даже если уже ясна неполезность той или иной ее черты. Менять-то придется уже самих себя!

А достаточно «всего-то» навыка вначале задумываться над тем, что и как преподносит общество. Разумное предложение — что ж не принять? Или нейтральное, не несущее вреда и не создающее излишних затруднений. Или то, что не слишком затруднительно для вас и почему-то значимо для окружающих. Например, правила этикета. Над соблюдающими можно посмеиваться. Но если значимое для вас сейчас общество им следует, вам стоит произвести лучшее впечатление! Просто делайте это осознанно.

Реклама

Собственно, вот и «разумный эгоцентризм»: если ваша польза от следования чужим правилам больше ваших «затрат» (потерь, затруднений, расходов и пр.), то имеет смысл им последовать. Условно говоря: любите, поев, вылизать тарелку — смотрите по обстоятельствам, уместно ли это. Домашние привыкли или сами делают так же? То есть ваше поведение никого не напрягает? Да ради бога! Нравится шокировать посторонних? При этом их мнение никак на вашу жизнь не влияет, а вы получаете от этого массу удовольствия? Смотрите сами!

Но думаю, никто позволит себе того же там, где мнение других влияет на его жизнь. Наверное, любой не только воздержится от «недолжного», а еще и постарается выучить несколько правил этикета!

Реклама

Но это очень грубый пример. Обычно и внушения, и прочий диктат социального окружения куда тоньше, настойчивее и мощнее. А еще они пронизывают буквально всю нашу жизнь, и при этом далеко не всегда их легко распознать. Да хотя бы пример о механическом потреблении «пива и вкусностей» в компании! Они, конечно, «приняты». Только к исполнению вовсе не обязательны и не всегда безвредны. И я сам знаком с людьми общительными и компанейскими, но соблюдающими воздержанность и избирательность в пище. Не стесняются они этого! В компании попробуют понемногу того-другого, никто не смотрит косо, когда они приготовят или, если в кафе, закажут себе отдельное блюдо. А уж спиртного не употребляют многие! И это не мешает общению. Конечно, если цель вашей компании — поесть и выпить, дело другое. Если же собрались не ради этого, то не грех бы понять, что сама идея обязательного сопровождения общения выпивкой-перекусом — не более чем традиция. К исполнению вовсе не обязательная!

Реклама

Собственно и речь у нас о понимании таких вот вещей. О том, что очень полезно уметь отслеживать их и четко понимать: чему следовать очень стоит, чему стоит в данной конкретной ситуации, а чем можно и желательно пренебречь.

Только не стоит впадать в иную крайность и навязывать это свое понимание и свою манеру поведения другим. Как, например, в Великий пост вместе с одним постящимся «как бы постится» вся семья. Иногда под прямым давлением, много чаще «добровольно». «Чтобы не смущать» и т. д.

Я лично знаком с теми, кто постясь или соблюдая разгрузочную диету, нормально готовит на всю семью. И как готовит! Какие блюда! Выпечку, торты и прочее.

Это — нормально. И это тоже признак автономности: не позволять навязывать себе и не навязывать свое другим.

Реклама