Перейти к предыдущей части статьи
Вариантов такого поведения масса, некоторые сценарии детско-родительских отношений зарождаются еще до рождения малыша — множество примеров мамочек, родивших ребенка с целью «укрепить брак» или «вернуть мужа в семью»… Как правило, такие истории обречены на провал с самого начала, и тянется эта пагубная цепочка всю оставшуюся жизнь: ребенок, еще в младенчестве не оправдавший надежд, воспитывается по негативному сценарию…
Нередко при этом сам отрицательно воздействующий на малыша родитель не отдает себе отчета в своих действиях (мало кто станет вредить своему ребенку намеренно: такие случаи явно относятся ко второй группе — людей с психологическими расстройствами). Однако попытки вести разъяснительную работу о том, «что не так», малоэффективны —
Так, нередко встречается чрезмерная экспансия (расширение границ) сферы родительских чувств, что ведет к гиперпротекции (воспитанию по типу «пуп земли»), симбиозу (слишком тесному «сплетению» с ребенком) или авторитаризму («будет, как я сказал!»).
Так случается, когда ребенок становится в буквальном смысле единственным светом в окошке — в случае развода (фактического или психологического), смерти мужа или жены, неудовлетворительных отношений в семье. В таком случае родителю (чаще маме) хочется, чтобы ребенок стал для него существенно большим, чем просто сыном или дочкой: на малыша возлагаются функции и друга/подруги, и «свободных ушей», и психотерапевта… Случается, что в такой паре ребенок психологически взрослее «чрезмерно любящего» родителя.
При таком варианте развития событий мать (реже — отец) сознательно пренебрегает возможностью устроить или нормализовать свою личную жизнь, не преминув потом обязательно уведомить чадо о том, что «я всем для тебя пожертвовала!» (с подтекстом «а ты, неблагодарный!..»). Нередко сын или дочь играют даже эротическую роль для своего родителя — превращаясь в маленького кавалера или «даму сердца», причем родителями неосознанно поощряется и даже провоцируется ревность. В клинических случаях это перерастает в инцест, но в подавляющем большинстве протекает во вполне «невинной» (но не для детской психики) форме.
Такую маму легко вычислить по фразам типа «мне никто не нужен, кроме сыночка», «в нем вся моя жизнь», «он — моя единственная надежда и опора», «хоть один мужчина в доме» (нередко — в пику мужу: мол, в отличие от тебя!).
Это — самые ужасные свекрови, которых только можно представить: они ревнуют невесток к сыну до умопомрачения всю свою сознательную жизнь. Причем даже если жена сына будет золотой, она все равно чем-то да не угодит — ведь идет соперничество за мужчину!
Если сын слаб духом — вырастет типичный маменькин сынок. Если силен — сбежит куда глаза глядят, как только получит паспорт, чем разобьет материнское сердце (неблагодарный!). Впрочем, всегда готовое его простить и принять обратно «под крылышко».
Печальны и случаи вытеснения родительских конфликтов в сферу воспитания. Когда между супругами нелады и, тем более, война, ребенок превращается в знамя борьбы. Выливается это в противоречивое воспитание, когда один из родителей играет роль «плохого полицейского», а второй — «хорошего»: с одним все можно, с другим — нельзя, один — «добренький», второй — цербер. При этом разница во мнениях нередко полярна.
К примеру, один придерживается взглядов о недопустимости телесных наказаний, а второй — радикально наоборот, ярый адепт порки как единственного средства вразумления; один — сторонник здорового питания, другой «подсаживает» дитя на чипсы и колу. Особенно тяжелы случаи, когда у родителей не хватает ума и выдержки выяснять свои разногласия наедине, а не при ребенке.
Результаты такого стиля воспитания печальны. Дети нередко очень рано начинают лгать (от страха) более «сильному», вертеть во все стороны более «слабым» родителем и в результате не уважают обоих и манипулируют ими вовсю.
Еще одна причина «воспитательных нарушений» — сексизм того или иного родителя. Установка «все мужики — козлы» или «все бабы — дуры», будучи положена на неокрепшую детскую психику, дает поистине чудовищные всходы. При этом, если ребенок «правильного пола», воспитание идет по типу потворствования. Если же дитя угораздило родиться «неправильным» — его отвергают (явно или скрыто), и все прелести родительского неприятия оно прочувствует на себе в полной мере.
Если папа — ярый женоненавистник, то его дочка рано или поздно не раз и не два услышит его позицию по отношению к женщинам, что нанесет по ней неслабый удар, с которым не каждая справится. Ну, а его сын имеет все шансы перенять взгляды папы, которому когда-то так не повезло с женщинами, что своим тяжким грузом он решает наградить и все свое потомство до седьмого колена, аминь.
Если мама — мужененавистница, то не поздоровится ее несчастному сыну, которому всю жизнь она будет намекать, что он «недочеловек»: и груб-то он, и малокультурен, и бесчувственен, и вообще — «животное»… Ну, а дочку она, как и папа в описанном выше примере, наградит своими тараканами сполна, и понесет дочка крест уже своим детям…
Какие же еще причины лежат в основе наших родительских ошибок? Об этом поговорим в следующей статье.