Чем интересен видеокомпьютерный психоанализ?

Реклама

Приходит человек на сеанс видеокомпьютерного психоанализа (ВКП), его фотографируют, обрабатывают изображение и вручают сразу три снимка: первый — обычный (он называется исходным) и два таких, на которых этот человек… не вполне на себя похож (один составлен из двух правых половинок лица и называется «духовным портретом», другой — из двух левых, образующих «жизненный портрет»).

Человек смотрит на свои портреты (если впервые, то, бывает, сильно удивляясь). Вдобавок ему дают характеристику психологического состояния и рекомендации. Затем процесс фотографирования и компьютерного «фотомонтажа» повторяется, и оказывается, что произошли перемены положительного свойства.

Реклама

Каким же образом это происходит и почему? Обычно, объясняя научную основу ВКП, как правило, начинают с того, что он построен на функциональной асимметрии головного мозга человека, которая отражается на его лице. И это утверждение совершенно справедливо. Но отчего же левая и правая половина лица отличаются друг от друга?

Чтобы понять это, нужно обратиться к другому открытию автора ВКП Автандила Ануашвили. Оно называется фоновым принципом восприятия информации. Согласно этому принципу можно изучать не видимый непосредственно, но интересующий исследователя объект по его фону, на котором фиксируются следы деятельности этого самого объекта.

Между прочим, фоновый принцип

Реклама
А. Н. Ануашвили использовал, решая задачу по обнаружению бомбардировщика — невидимки Stealth F-117, гордость ВВС США. И решил! Когда во время войны в Югославии по оставленному тепловому следу «невидимку» обнаружили и сбили, тут была, прежде всего, заслуга нашей отечественной науки в лице Автандила Николаевича.

Скептикам захочется возразить, мол, техника техникой, а человек — совсем другое дело. На самом деле легче всего понять суть фонового принципа, вспомнив об опытных охотниках, следопытах и лесниках, которые умеют читать знаки жизни живой природы. Но следы остаются не только на снегу, песке, растениях, камнях — не только на веществе, но и в полевом пространстве. И мистика здесь ни при чем.

Реклама

Дело в том, что все живое имеет излучение: тепловое, электромагнитное. Пересекаясь, они образуют волны, которые по-научному именуются «стоячими волнами интенсивности», которые наносят отпечаток на вещество (и живое тоже). Как голограмму, понимаете? Так ведь и мозг — тот же генератор излучений, а лицо — его фон. Именно поэтому фотопортрет человека позволяет судить о состоянии мозга, имеющем, как известно два полушария, правое и левое (и оба — излучатели), от которых зависит психологический тип человека и его психическое состояние. Рассогласованность колебательных процессов, идущих от разных полушарий, тоже не может не отразиться на лице.

И вот что интересно: человек, оказывается, обладает замечательным свойством

Реклама
психологической самокоррекции на основе биологической обратной связи. Если ему показать состояние полушарий собственного головного мозга, то сразу (можно сказать — автоматически) включается механизм саморегуляции, т. е. гармонизации взаимодействия сознания и подсознания, союза ума и чувств. Именно это позволяет сделать видеокомпьютерный психоанализ путем составления из одного исходного цифрового снимка двух «новых» лиц человека, соединяя две правые и две левые половины лица.

Таким образом, ВКП — результативный метод экспресс-психодиагностики и психокоррекции. Что не означает, однако, что он годится только для проблемных состояний человека. Это еще и инструмент профилактики и развития.

Реклама

В рамках ВКП А. Н. Ануашвили разработал авторскую систему психотипирования. Она включает 49 психотипов, содержит описания личных и профессиональных качеств, прогнозы поведения в экстремальной ситуации и при ухудшении состояния, рекомендации по оздоровлению, изменению образа жизни и внутренней гармонизации.

Вот такой это метод — прекрасный пример перспективности открытий «на стыке наук». Ведь Автандил Николаевич Ануашвили — доктор технических наук и доктор психологии, ученый и практик, умеющий находить простые решения для сложных проблем, и что самое ценное — во благо человеку!

Реклама