Как изучают потребление сахаросодержащих напитков?

Реклама

Эксперименты с молодежью

Ученые попытались зазомбировать студентов. Оказалось, что современные юнцы не так просты, а Интернет даже полезен.

Как изучают потребление сахаросодержащих напитков?

Послушать вечно недовольных обывателей, так мы все слепо копируем

Реклама
картинки из соцсетей. Естественно, ворчуны сами регулярно отыскивают и просматривают самые отвратительные фото и видео. А что, если им и их идеологическим противникам выводить на экраны только благостные картинки? Ну, представьте себе: изменить мир путем популяризации хорошего контента.

Под влиянием мифа безумные мысли посещают и светлые головы. Ученые проверили бытующие утверждения о современной молодежи, ударили по кошельку бедняков и даже организовали группе товарищей пешую экскурсию по живописным уголкам природы. В то же время ценители традиций предприняли попытку воззвать к разуму все того же нового поколения, которое выбирает…

Эксперимент

Хитрые психологи из Университета Флиндерса в Австралии решили привить зазомбированой молодежи хорошие привычки. Своим опытом они поделились в январском номере (2024 г.) журнала Appetite.

Реклама

Для проверки популярного мифа были привлечены студенты в возрасте от 19 до 25 лет. Хорошая привычка, которую им решили вложить в головы, касалась рациона — ребят нужно было отвадить от сладких напитков. Опасность всевозможных лимонадов состоит в том, что их не воспринимают как десерт, поглощают бесконтрольно, хотя сахара там как в тортике. Результатом беспечности становится ожирение с сопутствующими заболеваниями.

В ходе эксперимента студенты просматривали рекламные сообщения в Instagram*. На переднем плане была какая-то ерунда, а вот на втором — стакан или бутылка с чистой водой. Полезный напиток мог как сливаться с фоном, так и служить главным украшением кадра. После такой пропаганды испытуемые делали заказ продуктов питания.

Реклама

Казалось бы, они должны выбрать воду или напиток без сахара, воссоздавая образ из соцсетей, но все пошло не по плану. Строгая фиксация поведения после просмотра картинок, а также сведения о застольных привычках студентов, показали, что реклама никак на их поведение не повлияла.

Реклама

Еще один эксперимент

А что, если старые добрые методы санпросвета работают? В начале ХХ века медики читали лекции о необходимости мыть руки перед едой, кипятить питьевую воду и бороться со вшами. Чтобы слушатели не забывали все то, о чем им поведали умные дяди и тети, стены общественных учреждений украшали плакатами с призывами вести себя правильно.

Сегодня антисанитария вытеснена на задворки мира. Не побеждена, но загнана в угол, из которого вряд ли выберется. Воспользоваться опытом, оправдавшим себя столетие назад, предлагают ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т. Ч. Чана.

На конференции, проведенной в 2020 году Американским обществом питания, были представлены результаты 23 исследований того, как на выбор напитков влияют надписи, информирующие о рисках чрезмерного потребления сахаросодержащих продуктов.

Реклама

Оказалось, что не все знают, что напитки с содержанием сока, чая или предназначенные для спортсменов, являются настоящим сиропом. Те, кто искал здоровый вариант лимонада, перестали пить это ежедневно. Решение принималось сознательно, потому полагать, что все увидевшие предупреждение изменят рацион, нельзя.

Реклама

Исследователи из Университета Дикина сосредоточили свое внимание на реакции на сообщение о вреде замены воды сладкой газировкой на лиц в возрасте 18−35 лет. На сайте MedicalXpress в мае 2018 года можно найти полученные ими результаты: те самые гаджетоманы, которые ничего не читают, обращали внимание на этикетку, сообщающую о рисках ожирения, кариеса и диабета 2 типа, и могли изменить выбор напитка.

Еще немного опытов над людьми

Разработка методов, позволяющих сократить потребление сладких напитков, продолжается. Предлагаются самые разные стратегии, о которых тоже следует рассказать.

Реклама

Американские эксперименты с введением налога на сладкую газировку сейчас обсуждаются. Сделать лимонады недоступными для беднейших семей с детьми — оригинальная идея, но почему-то в исследованиях результатов есть данные только о покупках той сахарной воды. Поинтересоваться, не тратятся ли на газированный сироп те деньги, за которые ранее приобретали детям одежду, игрушки, школьные принадлежности и те же продукты питания, никто еще не додумался.

В США и Франции нашлись более гуманные и изобретательные деятели науки. Они провели эксперимент, в ходе которого люди формировали рацион после выполнения задания. Разные группы должны были прогуляться по парку, городским улицам или рассматривать пейзажи за окном, фотоснимки, стену, сидя в помещении. Оказалось, что время, проведенное среди зелени, стимулирует выбор фрукта вместо печенья. Причины гастрономической тяги к природе не ясны, возможно, их нет, но сама идея забавная. Статья опубликована в апрельском Communications Psychology за 2024 год.

Реклама

И откажитесь уже от мифа о том, что юнцы поголовно безмозглые подражатели и потребители исключительно примитивного видеоконтента. American Library Assotiation осенью 2023 года представила результаты соцопроса среди молодежи и подростков. Оказалось, что те, кто не идентифицируют себя как читатели, таковыми являются, посещая библиотеки и покупая книги. Кстати, для написания этого материала я сам пользовался электронными версиями научной периодики.

Будьте здоровы!

* Социальная сеть Instagram признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Реклама