Психология общения в рабочем коллективе. Как не превратиться в девочку «на побегушках»?

Реклама
Девчонки, еще так недавно мелькавшие на побегушках, сделались перезрелыми девами…
Салтыков-Щедрин М. Е., «Пошехонская старина»

Часто приходится наблюдать следующую картину из жизни современного рабочего коллектива, будь то офис или педагогическое сообщество средней школы. Среди нескольких сотрудников находится один, который постоянно выполняет не только свою, но и чужую работу, бесконечно оказывает какие-то мелкие услуги своим коллегам, варит на всех кофе, мчится, перепрыгивая через ступеньку, в буфет за булочками или пиццей.

Почему этот человек позволяет другим людям манипулировать собой?

  • Он моложе всех в коллективе? Не всегда.
  • У него нет достаточного уровня образования? Наоборот, уровень его знаний может быть на порядок выше, чем у «старожилов».
  • Он имеет какие-то видимые недостатки? Отнюдь; часто «девочки на побегушках» привлекательны и располагают к себе.

Какие же люди чаще всего попадают под влияние других? Это люди:

  • неуверенные в себе;
  • те, для которых мнение окружающих намного важнее их собственного;
  • те, которые боятся обидеть кого-то своим отказом;
  • с заниженной самооценкой.

Офисные манипуляторы тонко чувствуют тех, кого можно убедить, склонить на свою сторону и, в конечном итоге, заставить делать то, что им нужно.

Реклама

Излюбленные методы манипуляторов основаны на психологии общения — давление на какие-либо чувства: на жалость, на чувство долга. Иногда это умело завуалированная лесть, похвала или, напротив, игра «почувствуй себя виноватым», всевозможные нападки, обвинение в непрофессионализме и многие другие способы, позволяющие «сбивать с толку» и оказывать влияние на конкретного человека.

Реклама

Стратегия опытного манипулятора разбита, как правило, на три этапа:

  1. «Прощупывание» — поиск слабых мест, персональной уязвимости с помощью «дружеской» фамильярности, называния уменьшительно-ласкательными именами, похлопывания по плечу, произнесения двусмысленных шуток с целью «смутить». Если молодой коллега соглашается на такое обращение к себе, то манипулятор переходит ко второму этапу.
  2. «Дружеские услуги» — просьба «сбегать» за сигаретами, помочь убрать на рабочем столе, закончить работу вместо «старшего товарища». Если и это получилось, наступает 3-й, наиболее драматический этап — полного подчинения.
  3. «Порабощение». Это когда уже невозможно отказать, ибо в глаза говорят неприятные вещи, дразнят, издеваются, эксплуатируют в качестве прислуги. Так одна престарелая зав. отделением в 80-е полностью подчинила себе молоденькую медсестру, и та после работы вынуждена была ещё вскапывать своей начальнице огород, проводить домашнюю уборку, кормить и выгуливать пса… Всё это в одно мгновение прекратил юноша-студент, познакомившийся с девушкой на больничной вечеринке.
    Реклама

Как же не превратиться из профессионала в девочку на «побегушках»?

  1. Нужно научиться внутренне ценить себя — за полученное образование, имеющиеся навыки, за свои личные качества. Это чувствуется на расстоянии!
  2. Обрести ценный навык — отказывать! Некоторые люди очень страдают от своей безотказности. На них «навешивают» все, что можно, и они вынуждены это выполнять только потому, что им «неловко» отказать.
Реклама
  1. Уметь разграничивать свои профессиональные обязанности и «лишнюю работу». Конечно, распоряжения начальника нам приходится исполнять. А также иногда можно что-то подсказать или чем-то помочь коллегам — главное, чтобы это не превращалось в традицию: каждый должен заниматься своей работой, а не исполнять чужие обязанности. Отказывайте вежливо, но достаточно твердо и уверенно.
  2. Перестаньте зависеть от чужого мнения! «А что обо мне подумают другие, если я не сделаю, не помогу, не останусь после работы?» Не считайте мнение других важнее вашего собственного, они обычные люди.
  3. Есть те, кому мы действительно должны: наши родители, братья-сёстры, дедушки и бабушки. И то при условии, что вас любили и воспитывали, вкладывая душу, а не били скалкой по голове при любой оплошности.
    Реклама
  4. Не растрачивайте понапрасну свою молодость на решение чужих проблем и дел, которые вам совершенно не нужны.

Если вы профессионал в своей сфере, хорошо разбираетесь в рабочих вопросах, не бойтесь проявлять инициативу и делать так, как считаете правильным. Развивайте в себе уверенность и твердость характера!

Реклама